Внимание: недобросовестная конкуренция!
Имитация! Плагиат. Паразитирование на чужой репутации, шпионаж! Все это можно услышать, когда речь идет о недобросовестной конкуренции. Что ждет недобросовестных предпринимателей и почему в конкуренции не все средства хороши, рассказывает заместитель руководителя УФАС по Омской области Вадим Кабаненко.
– Вадим Анатольевич, в последнее время в ФАС все чаще стали поступать обращения, касающиеся нелицензионной продукции. Можете это прокомментировать?
– Мы имеем дело с нелицензионной продукцией, когда на определенный товар необходима лицензия, но таковая отсутствует. Соответственно, нарушаются права либо потребителя, либо производителя лицензионной продукции. Поскольку нарушаются права – возникает недобросовестная конкуренция. Статья 14 закона «О защите конкуренции» предполагает запрет на недобросовестную конкуренцию. Это и распространение ложных, неточных и искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту, и введение в заблуждение потребителей относительно свойств товара, и некорректное сравнение товаров, и введение в оборот товара с нарушением прав интеллектуальной собственности и другие формы.
За последнее время у нас было несколько таких дел. В 2007 году мы рассматривали дело завода «Эталон». На одном товарном рынке вели хозяйственную деятельность два предприятия с одним наименованием: ОАО «НПП «Эталон» и ОАО «Омский завод «Эталон». Руководитель последнего – бывший сотрудник ОАО «НПП «Эталон», который решил уйти в частный бизнес, зарегистрировать юридическое лицо с таким же наименованием и успешно реализовывать продукцию. Конечно, данные действия мы квалифицировали как недобросовестная конкуренция. Это один из примеров, когда новое юридическое лицо создается сознательно и имеет наименование, сходное до степени смешения с другим.
Также мы рассматривали заявление винно-водочной компании Nemiroff, у которой были претензии к «Омсквинпрому». Nemiroff разработал дизайн этикетки, зарегистрировал товарный знак, а «Омсквинпром» при производстве настойки горькой медовой с перцем использовал этикетку, сходную до степени смешения с этикеткой Nemiroff. Комиссия Омского УФАС России признала действия компании «Омсквинпром», выразившиеся во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности, нарушением Федерального закона «О защите конкуренции» и обязало «Омсквинпром» прекратить выпуск продукции с данной этикеткой.
– А с контрафактной продукцией есть примеры?
– В полномочия специалистов Омского УФАС России не входит составление протоколов и изъятие из торговой сети контрафактной продукции. Это прерогатива правоохранительных органов. Однако законодатель в данном случае предусмотрел для антимонопольных органов статью 14.33 Кодекса об административных правонарушениях, согласно которой мы имеем право налагать штраф как на должностных лиц, так и на юридических лиц.
В свою очередь сотрудники правоохранительных органов при выявлении акта недобросовестной конкуренции составляют протокол об административном правонарушении, затем передают его нам на рассмотрение.
– На какие законодательные акты вы опираетесь в своей работе?
– В своей деятельности мы опираемся не только на закон «О защите конкуренции», но и на IV часть ГК РФ, где четко прописано наше гражданское законодательство в области авторских прав и интеллектуальной собственности. Также мы руководствуемся Парижской конвенцией, Бернской конвенцией по охране литературных и художественных произведений.
Кроме того, чтобы дать квалификацию тому или иному деянию, мы прибегаем к услугам патентных поверенных. Потому как установление схожести до степени смешения должны выявлять люди, компетентные в этой сфере. На основании их выводов мы можем сделать заключение, имела ли место недобросовестная конкуренция или нет.
– Кто несет ответственность за распространение контрафактной продукции?
– За распространение контрафактной продукции несут ответственность как реализаторы, так и производители. Федеральным законом «О защите конкуренции» (п.4 ч.1 статья 14) не допускается продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг.
– Кто несет ущерб от реализации нелицензионной продукции?
– Тот, кому принадлежит право на то или иное средство индивидуализации. Причем он несёт ущерб и материальный, и деловой.
– А какие сферы наиболее привлекательны для недобросовестных предпринимателей?
– Различные. Я уже привел несколько примеров, касающихся и торговли алкогольной продукцией, и производственной деятельности. Также мы рассматривали дело предпринимателя, торгующего обувью, который на своей вывеске поместил известное наименование Salamander. Представитель фирмы, увидев вывеску, сразу обратился к нам. Однако предприниматель устранил нарушение еще на стадии возбуждения дела.
Сейчас, к примеру, мы рассматриваем спор двух туроператоров. В Омске открылся «Магазин Горящих путевок», а слово «горящих» зарегистрировано в Роспатенте на московскую туристическую фирму. Омский туроператор позаимствовал у москвичей начертание слова. Такое сходство можно было и не заметить, если бы в Омске не было филиала московской компании. Пока нет заключения патентного поверенного по данному делу, но схожесть в написании слов очевидна. Последнее слово в определении схожести словесных логотипов до степени смешения за патентным поверенным.
– Какова ответственность нарушителя?
– Ответственность нарушителя регулируется ст. 14.33 КоАП РФ.
Нарушитель несет гражданско-правовую и административную ответственность. В соответствии со ст. 14.33 КоАП РФ недобросовестная конкуренция, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.3 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. Недобросовестная конкуренция, выразившаяся во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц – от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.
– Как в таком случае поступить потребителю: отказаться от приобретения лицензионной продукции или приобретать контрафакт?
– Каждый выбирает то, что ему ближе, однако я считаю, что нужно воспитывать культуру потребления и уважение прав других. Мы должны быть более законопослушными. Пока мы это не осознаем, контрафакт останется, ведь спрос рождает предложение. Не будет спроса – не будет контрафакта.
– Как показывает статистика, с 2003 года наметился спад в распространении нелицензионной продукции. А каковы Ваши прогнозы?
– В целом, сказать сложно. Конечно, формы торговли сегодня становятся более цивилизованными: все меньше рынков и уличных точек. А крупное серьезное предприятие не станет заниматься контрафактом. Поэтому можно сказать, что нас ожидает спад контрафактной продукции. Однако тенденции напрямую зависят от экономической ситуации в стране. Если экономика страны будет переживать кризис, то и рост контрафакта не заставит себя ждать. Наша задача - не допустить этого.
Приходилось ли вам сталкиваться с недобросовестной конкуренцией?
Как вы относитесь к нелицензионной продукции?
Как вы относитесь к нелицензионной продукции?
Марина Мораш, директор ПТиКУ «XXI век»:
Согласитесь, бизнес – это игра, в которой правила (кроме прописанных законом) устанавливают участники: руководитель, владелец бизнеса. И если мы говорим о законных, но сомнительных с точки зрения морали действиях, то я считаю, что если тактический выигрыш от таких действий получить можно, то стратегически это невыгодно. Поэтому мы учим наших менеджеров корректному и уважительному отношению к конкурентам. Давать негативный отзыв о конкурентах невыгодно, прежде всего, для самого руководителя компании и сотрудника, который занимается продажами. Ведь от этого разрушается доверие: сегодня вы говорите плохо про своих конкурентов, а завтра – про своего клиента. Если «отстроиться» от конкурента необходимо – скажите о своих преимуществах, а не о недостатках конкурентов. У нас был опыт, когда конкуренты переманивали наших специалистов на работу и, как ни крути, часть информации «сливалась». Информация о нашем бизнесе собирается с помощью «таинственных покупателей и соискателей». Я думаю, самая лучшая профилактика таких потерь – в развитии: двигайся вперед, обгоняй конкурентов. О нелицензионной продукции могу сказать, что, к сожалению, ее потребление вызвано недостаточным уровнем доходов у предприятий и населения. Кроме того, у нас еще нет культуры потребления, не привыкли мы платить за эти продукты. | |
Сергей Кипкалов, директор ООО «РСБ-Сталкер»:
Буквально вчера столкнулся. Компания, наш конкурент, работает без каких-либо необходимых документов, разрешений. Какие меры я предпринял? Проконсультировал сотрудников на предмет того, какие документы необходимо иметь коллекторскому агентству. К нелицензионной продукции отношусь резко отрицательно. И сам не пользуюсь. | |
Владимир Нарольский, директор ООО «Информационные технологии бизнеса»:
Да, сталкивался. Конкуренты «копировали» образец нашего предложения и следом за нами предлагали потенциальным клиентам продукт с тем же названием, но более низкого качества и по более низкой цене. Нам пришлось активизировать свои ресурсы. Что касается нелицензионной продукции, то я считаю, что автор, создавший программу, должен быть вознагражден. В этом смысле я против нелицензионного программного обеспечения. Однако, на мой взгляд, существуют категории программ, которые должны быть бесплатными, но стоят они дорого. А вообще у меня компания также занимается продажей программного обеспечения, поэтому мне выгодно, чтобы люди покупали лицензионный софт. | |
Наталья Акулова, директор рекламного агентства «Акула»:
Да. В азарте конкуренции некоторые фигуранты рынка не обращают внимания на ее «добросовестность». К сожалению, таковы реалии современного российского бизнеса, что некоторые формы недобросовестной конкуренции стали даже привычным и почти социально приемлемым явлением: например, «административный ресурс» – не правда ли, каждому понятное выражение? Нелицензионную продукцию я дифференцирую. Могу приобрести аудио-, видеопродукцию без лицензии, но, подчеркну, речь идет о preview-варианте: дабы не ошибиться в выборе диска, в котором меня уже устроит и форма, и содержание. Нелицензионные товары, которые могут быть опасны для здоровья человека, я не приемлю: такие вещи должны проверяться. Что касается программного обеспечения, то знаю, что не каждое предприятие позволяет себе лицензионный софт в части программ, которые используются на этом предприятии редко. Тем не менее наша практика показывает, что приобретать лицензионное программное обеспечение все же удобнее, надежнее и... спокойнее |