info@sibadvokat.ru 8 800-600-44-35

Расходы на рекламу

расходы на рекламу

Реклама - один из инструментов комплекса продвижения на рынок товаров, услуг, работ, идей. Хотя она позволяет с низкими удельными затратами охватить широкие массы потенциальных покупателей, но часто требует больших единовременных затрат.

И если эти затраты в управленческом учете важны скорее с точки зрения эффективности и отношения их к росту экономических показателей: оборота, прибыли, то для бухгалтерского и налогового учета рекламные расходы важны с точки зрения влияния на себестоимость и сумму налога. Поэтому необходимо разобраться в сути этих расходов.

Что такое расходы на рекламу?

К расходам на рекламу относятся расходы на:

  • разработку и издание рекламных изделий: иллюстрированных прейскурантов, каталогов, брошюр, альбомов, проспектов, плакатов, афиш, рекламных писем и т.п.;
  • разработку и изготовление эскизов, этикетов, образцов оригинальных и фирменных пакетов, упаковки, приобретение и изготовление рекламных сувениров и т.д.;
  • рекламные мероприятия через средства массовой информации (объявления в печати, передачи по радио и телевидению);
  • световую и иную наружную рекламу;
  • приобретение, изготовление, копирование, дублирование и демонстрацию рекламных кино-, видео-, диафильмов и т.п.;
  • на изготовление стендов, муляжей, рекламных щитов, указателей и др.;
  • на хранение и экспедирование рекламных материалов;
  • оформление витрин, выставок-продаж, комнат образов;
  • уценку товаров, полностью или частично потерявших свое первоначальное качество при экспонировании в витринах;
  • проведение иных рекламных мероприятий, связанных с предпринимательской деятельностью.

Такие затраты компании могут включать в налоговую себестоимость. При этом нужно помнить, что некоторые из них нормируют.

Ненормируемые затраты

Так, без ограничений можно учитывать затраты:
• на рекламу через СМИ и телекоммуникационные сети;
• на наружную рекламу;
• на участие в выставках, ярмарках;
• на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов;
• на уценку товаров после экспонирования;
• на рекламные брошюры и каталоги.

А вот затраты на остальные виды рекламы, например, расходы на изготовление призов для победителей рекламных розыгрышей, нормировать нужно.
Списывать их можно лишь в размере 1 процента выручки.

Не является рекламой

Кроме того, согласно п. 2 ст. 2 нового Закона "О рекламе" не является рекламой:
• информация, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом;
• справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой;
• сообщения органов государственной власти, иных государственных органов, сообщения органов местного самоуправления, сообщения муниципальных органов, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, если такие сообщения не содержат сведений рекламного характера и не являются социальной рекламой;
• вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера;
• объявления юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности;
• информация о товаре, его изготовителе, об импортере или экспортере, размещенная на товаре или его упаковке;
• любые элементы оформления товара, помещенные на товаре или его упаковке и не относящиеся к другому товару;
• - упоминание о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера.

Расходы на доведение названных видов информации до потребителя нельзя учесть при налогообложении прибыли в качестве рекламных.

Однако, некоторые расходы возможно учесть по другим основаниям.

Например, вывески и указатели необходимы налогоплательщику, чтобы информировать потенциальных потребителей его товаров (работ, услуг) о своем местонахождении.

Следовательно, расходы на изготовление вывесок соответствуют критериям п. 1 ст. 252 НК РФ и их можно отнести к числу расходов, уменьшающих налоговую базу, например, по подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.

А вот расходы на объявления юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, не соответствуют общим критериям расходов, уменьшающих прибыль для целей налогообложения. В частности, они не связаны с деятельностью, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ). Поэтому учесть их нельзя.

Так, например, если организация разместит в газете объявление о месте и времени проведения праздника по случаю 10-летней годовщины ее деятельности, то затраты на размещение такого объявления для целей налогообложения прибыли не учитываются.
Если же организация разместит в газете объявление о приглашении на работу на должность секретаря и помощника бухгалтера, то затраты на размещение такого объявления можно учесть при исчислении налога на прибыль по подп. 8 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Отметим, что размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на рекламных сообщениях и материалах, должно сопровождаться пометкой «реклама» или «на правах рекламы». К рекламным роликам в телепрограмме или телепередаче предъявляются аналогичные требования. Иначе материал не посчитают правильно оформленной рекламой, и, как следствие, расходы на него компания не сможет принять к учету в целях налогообложения прибыли. Реклама, распространяемая при кино- и видеообслуживании, не считается рекламой в СМИ и расходы на нее в налоговом учете нормируются.

Интернет-реклама

Если сайт компании имеет рекламный характер, то все затраты по нему относятся к расходам на рекламу (письма Минфина России от 22 октября 2004 г. № 07-05-14/280, УФНС по г. Москве от 26 августа 2005 г. № 20-08/60490).

Любой сайт имеет доменное имя, которое само по себе не является нематериальным активом, так как не является результатом интеллектуальной деятельности. Тем не менее, расходы на первичную регистрацию доменного имени сайта, квалифицированного как нематериальный актив, войдут в его первоначальную стоимость. Затраты на последующие перерегистрации имени считаются расходами на рекламу.

Организации достаточно часто обращаются также к таким распространенным и весьма затратным видам услуг в сети Интернет как к размещению рекламы в периодических электронных СМИ, поисковой оптимизации и продвижению сайта в поисковых системах типа Яndex, Google, Rambler и т. д. Все издержки на такие мероприятия входят в состав расходов на рекламу без ограничений, если они документально подтверждены и экономически оправданны.

Наружная реклама

Расходы на приобретение или сооружение рекламных щитов и стендов принимают в целях налогообложения прибыли в полном объеме (п. 4 ст. 264 НК РФ).

Однако если щит является амортизируемым основным средством, в течение всего срока его эксплуатации по нему будет начисляться амортизация, которая в целях налогообложения прибыли признается как ненормируемые расходы на рекламу (письмо Минфина России от 25 апреля 2003 г. № 04-02-05/3/35).

При этом до 10 процентов первоначальной стоимости рекламных конструкций, вводимых в эксплуатацию начиная с 2006 года, может списываться на расходы единовременно (п. 1.1 ст. 259 НК РФ).

Спонсорство

В своей практической деятельности предприятия зачастую прибегают к оказанию спонсорской помощи друг другу. Причем под спонсорской помощью, как правило, понимается безвозмездное предоставление денежных средств и имущества. Между тем, не редко оказание спонсорской помощи осуществляется взамен оказания рекламных услуг.

Статья 19 Федерального закона N 108-ФЗ определяет спонсорство как осуществление юридическим лицом вклада в деятельность другого юридического или физического лица на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах.

Спонсорский вклад в этом случае признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый - соответственно рекламодателем и рекламораспространителем.

Если при оказании спонсорской помощи заключается договор, предполагающий обязательство спонсируемого распространить рекламу о спонсоре либо о его продукции, спонсорский взнос относится на себестоимость продукции спонсора.

Выставки

Участие компании в целях рекламы своих товаров и деятельности в выставках, ярмарках или экспозициях сопряжено с целым рядом расходов: на оплату услуг организатора мероприятия, оформление стенда, транспортировку образцов, рекламную продукцию, презентации, командировки работников на выставки и т. д.

Но не все эти издержки являются расходами рекламного характера. Любые затраты на оплату услуг организатора можно отнести к расходам на рекламу без ограничений, а вот стоимость образцов продукции, размещаемых на стенде - лишь в пределах норматива. В то же время в пункте 4 статьи 264 НК РФ есть указание на то, что не нормируются расходы на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании. То есть если образцы рекламируемых на выставке товаров и ценностей, отпущенные на оформление стенда, списать как пришедшие в негодность, компании удастся признать расходы на них в полном объеме.

Также, в программе выставки может быть запланировано проведение презентаций, что потребует аренды спецоборудования, его доставки, использования расходных материалов, возможно, приглашения экспертов. Все эти расходы, подтвержденные документально, будут уменьшать базу по налогу на прибыль в пределах 1 процента выручки от реализации. Не исключено и проведение в рамках выставки переговоров с представителями других предприятий в целях установления и поддержания сотрудничества. Но следует обратить внимание на то, что затраты, связанные с их организацией, относятся не к расходам на рекламу, а к представительским расходам (подп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Материальные затраты, аналогичные расходам на проведение подобных мероприятий, компания несет и при организации выставок-продаж, и при оформлении витрин, комнат образцов, демонстрационных залов. Они относятся к расходам на рекламу в полном объеме (п. 4 ст. 264 НК РФ).

Печатная реклама

Напрямую из всех печатных видов рекламы в НК РФ упомянуты только каталоги и брошюры. Затраты на их изготовление и раздачу не нормируются. При этом аналогичные расходы, связанные с другими видами печатной рекламы, списываются в пределах 1 процента выручки от реализации (письма Минфина России от 1 августа 2005 г. № 03-03-04/1/113, УФНС по г. Москве от 16 марта 2005 г. № 20-08/16391). Если тираж отпечатан за рубежом, ввозные таможенные пошлины следует относить к рекламным расходам как составляющую затрат на приобретение.

Если рекламные агентства гарантируют раздачу листовок, буклетов неопределенному кругу лиц, то договоры с управлениями федеральной почтовой связи могут предусматривать как адресную рассылку по базе данных, так и безадресную почтовую доставку. В случаях рассылки и раскладки по абонентским ящикам говорить об адресации неопределенному кругу лиц не приходится и расходы на изготовление и распространение печатных материалов не могут быть признаны расходами на рекламу.

Если информация в листовках, каталогах носит чисто рекламный характер, списать расходы в налоговом учете не удастся. Такие ценности следует квалифицировать как безвозмездно переданные и не уменьшающие базу по налогу на прибыль (п. 16 ст. 270 НК РФ).

Безадресная же раскладка по почтовым ящикам, раздача на улице, у станций метро, в общественных местах и местах торговли гарантирует получение информации неопределенным кругом лиц, значит, все связанные с акцией затраты будут расходами на рекламу.

Автор: Анна Ярмулицкая, Компания «Главбух»


Кстати, а что такое расходы на суд и как их взыскать - в нашей статье. Читайте!

Поделитесь с друзьями
Похожие статьи
Брендинг: подводные камни
Существуют разнообразные определения понятия «бренд». Разница трактовок во многом определяется углом зрения, под которым вы…
Какие законы вступают в силу в августе?
С первого августа в силу вступает большое количество законов. Кроме того, истекает срок действия ряда…
Наказание для бухгалтера за налоговое нарушение организации
Бухгалтер — важный сотрудник любой компании. Долгие годы эта профессия оставалась востребованной и не теряла…