info@sibadvokat.ru 8 800-600-44-35

Транспортная безопасность

Начало третьего тысячелетия ознаменовалось чередой террористических актов. Для эффективного противодействия и борьбы с терроризмом Российская Федерация ратифицировала ряд международных конвенций, Президентом России были изданы соответствующие Указы, а в 2006 году был принят Федеральный закон «О борьбе с терроризмом».Целый ряд террористических актов был совершен на различных объектах транспорта или с использованием транспортных средств. В связи с возросшей террористической угрозой для объектов транспортного комплекса в феврале 2007 года в дополнение к уже существующим нормативным документам был принят ФЗ закон N 16-ФЗ «О транспортной безопасности». О чем же говорится в Законе, и какие способы предусмотрены для достижения поставленных целей? Во-первых, на собственников и пользователей объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается обязанность обеспечения транспортной безопасности. В целях разработки планов обеспечения транспортной безопасности предусмотрено проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Сведения о результатах проведенной оценки уязвимости являются информацией ограниченного доступа. Во-вторых, все объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства будут поделены на категории в зависимости от степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий. В целях принятия мер по обеспечению транспортной безопасности предполагается установить несколько уровней безопасности в транспортном комплексе. Также будет создана единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности, включающая автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах. В-третьих, установлены ограничения при приеме на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, для лиц: - имеющих непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления, - состоящих на учете по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании, - уволенных с государственной службы за совершение дисциплинарного проступка, грубое или систематическое нарушение дисциплины, совершение проступка, порочащего честь государственного служащего, в связи с утратой доверия, если после увольнения прошло менее чем 3 года. Помимо этого в Законе определены права и обязанности собственников и пользователей объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в области обеспечения транспортной безопасности. Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования. Выплаты по ОСАГО Дорожно-транспортное происшествие - одна из самых больших неприятностей для всех водителей. По большей части при ДТП вред причиняется имуществу. Несмотря на то, что страховая компания лица, виновного в аварии, возместит в пределах договора ОСАГО ущерб потерпевшему, последнего все же могут ожидать разочарования. Помимо того, что ему самостоятельно необходимо потратить время на сбор справок и подачу заявлений для возмещения ущерба, размера компенсации может быть недостаточно для качественного восстановления поврежденного транспортного средства. Дело в том, что согласно пункту 63 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 N 263, при определении размера восстановительных расходов учитывается износ частей, узлов, агрегатов и деталей, используемых при восстановительных работах, а при ремонте автомобиля в автосервисах используют новые запчасти. Суды, в свою очередь, вынося решения, учитывают пункт 63 Правил ОСАГО, мотивируя это следующим: "Положения о необходимости учета износа деталей полностью соответствуют нормам Гражданского кодекса РФ, поскольку позволяют потерпевшему восстановить свое нарушенное право в полном объеме путем приведения имущества в прежнее состояние, исключая неосновательное обогащение с его стороны" (определение СК по гражданским делам Калининградского областного суда от 12 октября 2005 г. N 33-5924/2005). Однако недавно Президиум Высшего арбитражного суда РФ вынес довольно интересное для всех автовладельцев постановление N 13377/06, где признается, что размер восстановительных расходов в целях выплаты страхового возмещения по ОСАГО должен определяться без учета износа деталей автомобиля. Обосновывая свое решение, Президиум Высшего арбитражного суда РФ исходил из следующего: поскольку Правила ОСАГО изданы в соответствии с ФЗ от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" для определения условий, на которых заключается договор обязательного страхования (ст.5), то положения этих правил не должны противоречить вышеупомянутому закону. Основными целями и принципами Закона N 40-ФЗ являются защита прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью и имуществу, недопустимость ухудшения положения потерпевшего и снижения установленных законом гарантий его прав на возмещение вреда при использовании транспортных средств другими лицами. Для реализации этих целей названный закон в ст.7 устанавливает размер страховой суммы, в пределах которого потерпевший вправе требовать страховую выплату по обязательному страхованию. При этом ФЗ от 25.04.2002 N 40-ФЗ не предусматривает ограничения страховой выплаты в связи с состоянием, в котором находилось имущество в момент причинения вреда. Также Президиум Высшего арбитражного суда РФ в своем постановлении пришел к выводу, что применение пункта 63 Правил ОСАГО противоречит положению ГК о полном возмещении убытков вследствие повреждения имущества потерпевшего, поскольку необходимость расходов, которые он должен будет произвести для восстановления имущества, вызвана причинением вреда. Таким образом, содержащееся в пункте 63 Правил ОСАГО положение об учете износа имущества противоречит Федеральному закону от 25.04.2002 N 40-ФЗ и общим правилам ГК о возмещении убытков. Следовательно, при решении размера компенсации за причиненный ущерб необходимо руководствоваться положениями Закона N 40-ФЗ, как акта, имеющего большую юридическую силу.

Материал предоставлен компанией «Гарант-Энтерпрайз»

Поделитесь с друзьями