Рубрика «Интеллектуальная собственность»
Автор: Наталья Владимировна Слесарюк, юрисконсульт Омской Геральдической Коллегии, преподаватель кафедры гражданского права Омского юридического института
Двадцатый век породил принципиально новый вид активов – нематериальные активы (НМА). Компании имеют зарегистрированные товарные знаки, коммерческие секреты, патенты или авторские права, у них существуют сложившиеся отношения с проверенными поставщиками, круг клиентов и известность на рынке. Эти невещественные объекты нельзя потрогать, так как они являются результатами интеллектуальной деятельности, средствами индивидуализации товаров, работ, услуг и предприятий или деловой репутацией. Но подчас именно эти активы становятся ценнее и оборудования, и запасов, и зданий, и денежных средств, вместе взятых. Например, у всех на слуху успех компании Coca-Cola, имеющей секретную формулу для приготовления напитка с аналогичным названием. Внедряются дорогостоящие информационные системы, создаются и раскручиваются торговые марки (брэнды), предприятия активно используют права на промышленные образцы, полезные модели и изобретения… Становится все более очевидным, что нематериальные активы могут играть значимую роль в процессе получения предприятием прибыли. Недооценка важности и ценности этих объектов может приводить к нежелательным последствиям – это касается и финансовых показателей, и репутации компании.
Постановление ФАС от 2009 г.
Так, например, Федеральная антимонопольная служба РФ вынесла летом 2009 г. постановление о наложении штрафа в размере ста тысяч рублей за недобросовестную конкуренцию на ООО «Омский завод плавленых сыров» за «недобросовестное приобретение и использование исключительных прав на словесный знак «Омичка» по свидетельству №251966, являющийся идентичным словесному обозначению «Омичка», используемому ОАО «ВАМИН Татарстан», при введении в гражданский оборот на территории РФ плавленых сыров до даты приоритета указанного знака». Несмотря на то что технология изготовления «Омички» была разработана еще в 1971 году на Омском заводе плавленых сыров, ФАС посчитал, что ООО «Омский завод плавленых сыров» является лишь собственником предприятия, но не универсальным правопреемником Омской маслобазы как юридического лица, поэтому и уравнял права омского и татарского заводов на использование обозначения «Омичка» при производстве сыра. Кто первый подает заявку на получение свидетельства на товарный знак, тот и имеет приоритет.
Другой пример. Московская коммерческая организация «Спартак» добилась того, что омский волейбольный клуб «Спартак» изменил название, став «Омичкой», и при этом клуб выплатил московскому «Спартаку» двести тысяч рублей за то, чтобы в течение нескольких месяцев до конца ноября 2009 г. доиграть матчи под известным болельщикам именем.
Известный омичам «Детский мир» по пр. Маркса 7 был переименован в «Дружный мир». С правовыми проблемами столкнулись и владельцы вывески «Луговская слобода».
Подобных примеров возникающих у компаний проблем при невнимательном отношении к правовым вопросам использования и охраны нематериальных активов можно привести немало.
Истинное значение НМА пока для большинства представителей бизнес-сообщества остается неясным, несмотря на то что НМА начинают играть доминирующую роль в процессе создания капитала.
ПБУ и нематериальные активы
Основным документом по бухгалтерскому учету НМА являются Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007), утвержденные Приказом Министерства финансов РФ от 27 декабря 2007 г. № 153н., пришедшие на смену ПБУ 14/2000. Разрабатывалось это Положение уже с учетом вступившей в силу четвертой части ГК РФ, посвященной правам на интеллектуальную собственность. Также целью принятия нового Положения было приблизить правила нашего российского учета к международным стандартам. При этом Минфин впервые дал в тексте ПБУ ссылку на Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО №38) в части проверки нематериальных активов на обесценение. Цель была достигнута только отчасти. Так, в ПБУ 14/2007 не раскрывается понятие «нематериальные активы», которое есть в МСФО №38. Отсутствует определение термина «активный рынок». При этом официального перевода международных стандартов на русский язык до сих пор нет.
По МСФО №38 под НМА понимаются идентифицируемые неденежные активы, не имеющие материально-вещественной формы и используемые в производстве товаров. В Налоговом кодексе РФ также есть определение НМА – п. 3 ст. 257 НК РФ определяет НМА как приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд в течение длительного времени (свыше 12 месяцев).
В ПБУ 14/2007 к НМА относятся объекты, которые единовременно соответствуют следующим критериям:
1) объект способен приносить организации экономические выгоды в будущем (т.е. объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации);
2) организация имеет право на получение экономических выгод, которые данный объект способен приносить в будущем (т.е. организация имеет документы, подтверждающие существование актива и права на него), а также существует контроль над объектом (ограничивается доступ иных лиц к таким экономическим выгодам);
3) существует возможность идентификации (выделения или отделения) объекта от других активов;
4) объект предназначен для использования в течение длительного времени (более 12 месяцев или обычного операционного цикла);
5) организация не предполагает продажу объекта (в течение 12 месяцев или обычного операционного цикла);
6) фактическая (первоначальная стоимость объекта может быть достоверна определена;
7) объект не имеет материально-вещественной формы.
Что относится к НМА
При выполнении всех этих условий к НМА относятся результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (по нормам четвертой части ГК РФ, вступившей в силу 1 января 2008 г. – интеллектуальная собственность), а именно:
- произведения науки, литературы и искусства;
- программы для электронных вычислительных машин;
- базы данных;
- исполнения;
- фонограммы;
- сообщения в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещания организации эфирного или кабельного вещания);
- изобретения;
- полезные модели;
- промышленные образцы;
- селекционные достижения;
- топологии интегральных микросхем;
- фирменные наименования;
- товарные знаки и знаки обслуживания;
- наименования мест происхождения товаров;
- коммерческие обозначения.
В отличие от ПБУ 14/2000 в новом ПБУ упомянуты и секреты производства (ноу-хау). Прежде они фигурировали как НМА лишь в налоговом учете. Однако четвертая часть ГК РФ относит ноу-хау к объектам интеллектуальной собственности. Поэтому с 2008 года права на секреты производства являются нематериальными активами и в бухгалтерском учете.
ПБУ 14/2007 позволяет отнести к единому объекту НМА также сложные объекты, такие, как кинофильм, иное аудиовизуальное произведение, театрально-зрелищное представление, мультимедийный продукт и единую технологию.
К НМА также относится деловая репутация (гудвилл). Этот объект называют самым нематериальным из нематериальных активов из-за того, что он является неотъемлемой составляющей стоимости активов предприятия и может быть продан только вместе с ним. ПБУ 14/2007 определяет его как разность между ценой покупки предприятия как единого имущественно-хозяйственного комплекса и стоимостью его чистых активов. То есть все НМА, которые трудно идентифицировать, относят к гудвиллу. Причем критериям отнесения к нематериальным активам деловая репутация, несомненно, не отвечает.
А вот расходы, связанные с образованием юридического лица (организационные расходы), интеллектуальные и деловые качества персонала организации к НМА не относятся. Ранее, несмотря на то, что не соответствовали приведенным в ПБУ 14/2000 условиям, организационные расходы учитывались в числе НМА. Но это противоречило международным стандартам финансовой отчетности.
Научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, давшие положительный результат, оформленные в установленном законодательством порядке также относятся к НМА по ПБУ 14/2007. Примечательно, что МСФО №38 к НМА относит лишь опытно-конструкторские работы, способные приносить предприятию выгоду в будущем.
Итак, важно помнить, что нематериальные активы могут стать основным ресурсом компании в конкурентной борьбе. Зачастую это относится к предприятиям, имеющим на рынке устойчивую деловую репутацию, владеющим известными товарными знаками или работающими на рынке наукоемкой продукции. Процветание компании, благополучие его владельцев и сотрудников зависит как от правильной финансовой политики и планирования, так и от грамотного и своевременного учета нематериальных активов предприятия.
Читайте далее: