info@sibadvokat.ru 8 800-600-44-35

Банкам могут запретить звонить по кредитам лицам, не являющимся поручителями

Банкам могут запретить звонить по кредитам лицам, не являющимся поручителями

Речь идет только о тех лицах, которые не являются поручителями.

На портале «Российская общественная инициатива» (РОИ) открыли сбор голосов за проект о запрете банкам делать звонки касательно чужих кредитов, если гражданин не был поручителем. «Нередко человек берет кредит в банке, а там необходимо указать «контактное лицо» (друга, родственника). Когда должник перестает платить и берет другой номер телефона, представители банков звонят такому «контактному лицу», просят дать информацию должнику. А «контактное лицо» часто и не знает, что его указали», - указано в сообщении на сайте. Инициатор считает важным принятие закона, который бы ввел подобный запрет для банков. Доказательствами будут аудиозаписи телефонных разговоров с представителями банков. Кроме того, предлагается установить административную ответственность за несоблюдение этого требования - штраф (50 тыс. -100 тыс. руб.). Также возможным будет возмещение морального ущерба в связи с систематическими звонками, нарушающие права «контактного лица». Затронутую инициатором проблему прежде поднимал Верховный суд России. Этой весной он огласил вердикт, согласно которому запретил банкам делать звонки родным должников, если те не были поручителями по кредитному договору. Существование такой проблемы подтвердила в беседе с «Правовой гарантией» Юлия Комбарова, генеральный директор Юридического бюро №1. «Для получения кредита заемщик обязан указать контактное лицо, с которым может связываться банк в случае отсутствии обратной связи от должника. На этапе оформления кредита это является простой формальностью, но в случае ненадлежащего исполнения обязательств по уплате ежемесячных платежей отделы по урегулированию задолженности будут регулярно звонить такому контактному лицу, требуя передать для должника информацию о сумме просроченной задолженности и с просьбой повлиять на погашение долга», - подчеркнула юрист. По ее словам, банки будут звонить «контактному лицу» до погашения долга, на что гражданин повлиять не сможет. Предложенные меры ответственности, уверена Ю.Комбарова, не могут быть достаточными для пресечения указанных правонарушений вследствие небольшой суммы административного штрафа. «Доказать моральный ущерб проблематично, - пояснила эксперт. - А для граждан, далеких от юриспруденции, это представляется очень трудоемким и высокооплачиваемым процессом, в связи с чем они неохотно инициируют судебные процессы подобного характера». Александр Костанянц, профессор Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС, почетный адвокат России, призвал ориентироваться на указанное определение Верховного суда России. Эксперт напомнил, что поводом для рассмотрения дела в суде стала классическая ситуация, когда матери заемщика каждый день звонили из банка, которому не стал платить по кредиту ее сын. «Согласно условиям кредитного договора, клиент позволил банку использование отмеченных им контактов с целью уведомления о задолженности. В двух инстанциях исковое заявление о компенсации морального вреда было оставлено без удовлетворения, а в Верховном суде (дело № 9-КГ15-21) коллегия по гражданским делам ВС в апреле текущего года отправила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции», - рассказал А.Костанянц. Согласно его мнению, банки должны соблюдать интересы и права как должника, так и третьих лиц, которые не являются участниками кредитных отношений. Среди возможных путей решения – повышение требований банков к потенциальным заемщикам, в том числе с помощью тщательной проверки персональных данных и контактных данных заемщиков, а в случае указания контактов третьих лиц – получение соответствующего согласия в письменной форме, резюмировал адвокат.

Лейла Досумова,

журнал "Правовая гарантия"

Поделитесь с друзьями