info@sibadvokat.ru 8 800-600-44-35

Краткий обзор законодательной базы, регулировавшей образовательный процесс в Российской империи

Краткий обзор законодательной базы,  регулировавшей образовательный процесс в Российской империи

Формирование образовательного процесса в России происходило очень долго, и этот путь был весьма тернист.

До 1724 года российская империя не знала о высшем образовании. Этот год ознаменовался учреждением проекта Академии наук и художеств в Санкт-Петербурге, Сенатом империи. Уже после учреждения Академии при ней были основаны и университет, и гимназия. Петр Первый взял правильный вектор направления в развитии образования в Российской империи, который впоследствии переняла как Екатерина Вторая, так и Александр Первый. Вторым значимым событием в истории российского образования (после учреждения Академии) стало подписание указа об образовании первого независимого университета – Московского императорского университета. Историки отмечают, что главной особенностью образования того периода был его чисто государственный характер. Реформы Екатерины второй, в основу которой была положена австрийская образовательная модель, давали весьма положительные результаты. В 1786 году была учреждена Комиссия по управлению образованием. Первый указ, зародивший традицию присвоениям ученых степеней в Российской империи, стал указ Екатерины второй, подписанный в 1791 году «О предоставлении Московскому университету права давать докторскую степень обучающимся в оном врачебным наукам». Данный указ давал четкое понятие о форме присвоения ученых степеней, поэтому в разных учебных заведениях он организовывался по-разному. История образования империи знала четыре университетских Устава, который по своей природе был регулятором университетской жизни от А до Я. Первый университетский Устав был принят 5 ноября 1804 года. Позже, в связи с обострением обстановки в империи, ознаменовавшимся протестами дворян, в 1835 году был принят второй университетский Устав. Основной предпосылкой к принятию третьего университетского Устава стал ограниченный характер второго Устава. Третий Устав был очень и очень «суров» по отношению и к студенчеству, и к преподавателям: он запрещал выборы ректоров и деканов, ограничивал деятельность студенческих объединений и т.п. 23 августа 1884 года ознаменовалось принятием уже четвертого университетского Устава. Подводя итоги, стоит заметить что реформы образования, начавшиеся с Петра Первого, принесли весьма положительные результаты для дальнейшего развития образовательного процесса как советского периода, так и современной России. Подготовил Газимагомедов Али Арсенович, юрисконсульт ФГБОУ ВО Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина

Поделитесь с друзьями