Верховный суд разбирался в деле, когда турист полностью оплатил тур в Италию, однако не смог отправиться в поездку, так как в выдаче визы ему было отказано в связи с отсутствием информации о цели и условиях намеченного пребывания.
Истец попросил вернуть полностью уплаченные деньги по договору, а также штраф и компенсацию. Суд первой инстанции установил факт ненадлежащего качества оказанной услуги по содействию в оформлении визы и требования истца удовлетворил.
Впоследствии решение суда первой инстанции было отменено на том основании, что истец был предупрежден о том, что туроператор не несет ответственности при отказе иностранного государства в выдаче въездных виз клиенту
Верховный Суд не согласился
Между тем, ВС РФ с позицией суда апелляционной инстанции не согласился: туроператор должен был предоставить всю необходимую для получения визы информацию в заявлении на выдачу визы, а также представить документы, которые подтверждали цель и условия пребывания истца в Италии в намеченный период.
В данном деле, как отметил ВС РФ, юридически значимыми являются:
- факт предоставления туроператором необходимой и достоверной информации для получения визы;
- а в случае установления факта непредоставления такой информации - причинная связь между непредоставлением этой информации и возникновением убытков у потребителя.
Однако судом апелляционной инстанции причины отказа в выдаче визы гражданину не исследованы, а также не установлено, являлись ли эти причины следствием непредоставления информации туроператором или связаны с какими-либо иными обстоятельствами.
В связи с этим апелляционное определение было отменено, а дело направлено на новое рассмотрение.
*Определение № 39-КГ17-15 от 27 февраля 2018 г.
Далее по теме: