Камеральная налоговая проверка

Большинство конфликтов между налогоплательщиками и налоговыми органами возникает при проведении налоговых проверок. Существует множество причин для таких разногласий, но зачастую все происходит из-за недостатков законодательства и противоречивой судебной практики. В соответствии со статьей 82 НК РФ налоговые проверки являются одной из форм налогового контроля.Целью налогового контроля является предупреждение и устранение налоговых правонарушений (в том числе налоговых преступлений), а так же привлечение к ответственности лиц, совершивших налоговые правонарушения.    Камеральная налоговая проверка – наиболее массовый вид проверок, она представляет собой проверку бухгалтерской и налоговой отчетности, представленной налогоплательщиком.

Содержание камеральной проверки сводится к следующему:
1) проводится анализ налоговой отчетности,
2) устанавливается логическая связь между показателями хозяйственной деятельности налогоплательщика,
3) оценивается достоверность представленных сведений.

Периодичность камеральных проверок устанавливается законодательством о налогах и сборах, сроками сдачи налоговых деклараций, расчетов по авансовым платежам.

Камеральная проверка проводится:

— по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Если организация поставлена на учет по нескольким основаниям, то по налогам, рассчитываемым в централизованном порядке, камеральная проверка проводиться налоговым органом по месту нахождения головной организации.
В соответствии со ст. 88 Кодекса при проведении проверки налоговые органы в праве истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получать объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты тех или иных налогов. Налогоплательщик обязан предоставить необходимые документы в течение пяти дней со дня получения требования. Если организация не уложится в данный срок, инспекторы оштрафуют ее по пункту 1 статьи 126 Налогового Кодекса. Налоговый орган может отправить в банк мотивированный запрос о представлении справки по операциям и счетам проверяемого налогоплательщика. Банк обязан выдать такую справку в течение пяти дней после получения запроса. Об этом гласит статья 86 НК РФ. В противном случае банку грозит ответственность по статье 135.1 НК РФ.
Следует отметить, что Кодексом не определено, какие дополнительные сведения и документы могут потребовать инспекторы при проведении проверки. Поэтому контролеры в праве потребовать у организации первичные бухгалтерские документы. Такая позиция высказана в письме Минфина от 24 августа 2005 г. № 03-02-07/1-224. В нем финансовые специалисты ссылаются на постановление ФАС Северо-Западного округа от 6 июня 2005 г. № А66-12948/2004, в котором говорится, что при камеральной проверке первичные документы могут быть истребованы у фирм для подтверждения правильности и своевременности уплаты налога.

— уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа;

— срок проверки — в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

В течение трех месяцев инспекторы проверяют:
-полноту и своевременность предоставления отчетности;
-правильность оформления отчетности;
-правильность исчисления налоговой базы;
-обоснованность применяемых налоговых ставок и льгот;
-арифметическую правильность расчетов сумм налога.

   Оформление результатов камеральной налоговой проверки зависит от того, были ли выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между содержащимися в них сведениями, или контролерами было обнаружено налоговое правонарушение. В установленный срок инспекторы в праве потребовать от налогоплательщика внесения исправлений для устранения выявленных ошибок и противоречий.

В случаях, когда налоговиками выявлено налоговое правонарушение, например, неуплата или неполная уплата налога вследствие занижения налоговой базы, организация заплатит штрафы, предусмотренные статьей 122 НК РФ.

Материалы проверки, в ходе которой установлено налоговое правонарушение, рассматривает руководитель налогового органа или его заместитель. Он выносит одно из следующих решений:
— о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;
— об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности;
— о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

   Решение должно быть вынесено не позднее последнего дня срока, установленного для проведения проверки. Иными словами, не позднее трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

В случае доначисления налогов в результате камеральной налоговой проверки, налогоплательщику направляется требование об уплате соответствующей суммы налогов и пеней. Данное требование, по сути, является информированием налогоплательщика о результатах проведения камеральной проверки. Если налоговики не известили компанию о результатах проверки или не направили уведомление об уплате налога и пеней, а сразу обратились в суд, то служители Фемиды в иске им откажут.

От камеральной проверки не застрахована ни одна фирма. А безболезненно пройти проверку удается далеко не всем. Поэтому о нюансах ее проведения необходимо знать для того, чтобы избежать многих проблем.