Мониторинг законодательства февраль-март 2009 года

МОНИТОРИНГ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

Федеральный закон от 28 февраля 2009 г. N 30-ФЗ «О внесении изменений в статьи 22 и 33 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

Изменен порядок формирования страхового резерва страховщиками по ОСАГО.
Так, если разница между доходами и расходами страховщика за первый квартал, полугодие, 9 месяцев, календарный год (ранее — за год) превысит 5% от доходов, сумма превышения, как и прежде, будет направляться на формирование страхового резерва для компенсации расходов на осуществление страховых выплат и прямое возмещение убытков в последующие периоды (стабилизационный резерв по обязательному страхованию). Однако указанные суммы можно будет направлять в резерв до достижения им величины, равной 10% от размера страхового резерва произошедших, но незаявленных убытков, сформированного страховщиком для осуществления страховых выплат по обязательному страхованию на конец отчетного периода. Ранее величина резерва не ограничивалась.

Введен переходный период, который позволит страховщикам с 1 января 2010 г. по 31 декабря 2012 г. включительно плавно снижать величину накопленного страхового резерва и уменьшать отчисления в этот резерв от доходов.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2010 г.

 

Федеральный закон от 14 марта 2009 г. N 39-ФЗ «О внесении изменений в статьи 404 и 405 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

Предусмотрена возможность пересматривать в порядке надзора обвинительный приговор, а также определение и постановление суда в связи с необходимостью применения уголовного закона о более тяжком преступлении, ввиду мягкости наказания или по иным основаниям, ухудшающим положение осужденного, а также пересматривать оправдательный приговор либо решение суда о прекращении уголовного дела.

Указанные решения пересматриваются, если в ходе судебного разбирательства допущены фундаментальные нарушения уголовно-процессуального закона, повлиявшие на законность судебного решения. К ним отнесены нарушения, которые повлекли за собой постановление приговора незаконным составом суда (или вердикта — незаконным составом коллегии присяжных заседателей), лишили участников уголовного судопроизводства прав на справедливое судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон либо существенно ограничили эти права, если такие лишения или ограничения повлияли на законность приговора, определения или постановления суда.

Пересмотр в порядке надзора вышеназванных судебных актов возможен в течение 1 года со дня их вступления в законную силу.

 

Федеральный закон от 14 марта 2009 г. N 32-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Лесные участки, расположенные в зеленых зонах, разрешено использовать для разработки полезных ископаемых, в отношении которых лицензии на пользование недрами получены до 1 января 2007 г. (на срок действия лицензии). Также допускается сенокошение и пчеловодство, размещение объектов государственного или муниципального значения в зеленых зонах.

Граждане и юридические лица могут заготавливать древесину только по договорам аренды лесных участков. Исключение составляют заготовка деревьев хвойных пород для новогодних праздников, а также заготовка древесины для государственных и муниципальных нужд. В этих случаях необходимо наличие договоров купли-продажи лесных насаждений без предоставления лесных участков.

Лесные участки для ведения сельского хозяйства предоставляются на основании договоров аренды (для граждан и юридических лиц) либо в безвозмездное срочное пользование (для граждан). Возможно установление сервитутов.

Региональным органам государственной власти переданы полномочия Российской Федерации по пожарному и лесному надзору (контролю) в лесах, кроме лесов на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий (в отношении последних указанные полномочия осуществляют федеральные органы власти). Кроме того, новацией закона является предоставление возможности осуществлять такой контроль и надзор через специально создаваемые госучреждения.

ФГУ теперь смогут получать государственные лесные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Лесные инспекторы наделены правом ношения, хранения и применения спецсредств и служебного оружия, а также разрешенного в качестве служебного оружия гражданского оружия самообороны и охотничьего огнестрельного оружия.

Лесопарки должны быть преобразованы в лесопарковые зоны. При этом определение функциональных зон в лесопарковых зонах, площади лесопарковых и зеленых зон и их границ отнесено к компетенции региональных органов власти. Уменьшение площади таких зон не допускается.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, касающихся лесного и пожарного контроля (надзора), а также приобретения и использования служебного оружия и спецсредств. Указанные положения вводятся в действие с 1 января 2010 г.

 

Федеральный закон от 14 марта 2009 г. N 38-ФЗ «О внесении изменений в статьи 40 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

Органы Федеральной службы судебных приставов включены в перечень органов дознания. Ранее к органам дознания относились только отдельные должностные лица ФССП России, а именно: Главный судебный пристав РФ, главный судебный пристав субъекта РФ, их заместители, старший судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.

Напомним, что дознаватели органов службы судебных приставов могут проводить дознание по уголовным делам о злостном уклонении от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей (ст. 157 УК РФ); злостном уклонении от погашения кредиторской задолженности (ст. 177 УК РФ); вмешательстве в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия (ч. 1 ст. 294 УК РФ); неуважении к суду (ст. 297 УК РФ); разглашении сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса (ч. 1 ст. 311 УК РФ); незаконных действиях в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации (ст. 312 УК РФ); неисполнении приговора суда, решения суда или иного судебного акта (ст. 315 УК РФ).

 

 

Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 119 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 109″

Изменения касаются платы за технологическое присоединение к электросетям.
Плата за присоединение устройств максимальной мощностью не более 15 кВт включительно (с учетом мощности, ранее присоединенной в точке) не должна превышать 550 руб. Конкретный размер этой платы определяется исходя из стоимости мероприятий по присоединению. Выпадающие доходы сетевой организации от присоединения таких устройств включаются в тариф на услуги по передаче электроэнергии.
Субъекты малого и среднего предпринимательства могут в рассрочку оплачивать присоединение устройств максимальной мощностью свыше 15 кВт и до 100 кВт (с учетом мощности, ранее присоединенной в точке). Рассрочка возможна на срок до 3 лет с даты фактического присоединения без выплаты процентов. При этом необходимо внести аванс в размере 5% от платы за присоединение.

Выпадающие доходы сетевой организации от выплаты процентов по кредитным договорам, связанным с указанной рассрочкой, учитываются в тарифе на услуги по передаче электроэнергии в размере, не превышающем ставку рефинансирования ЦБР на дату заключения договора.

Расходы, которые по итогам прошедшего периода регулирования возникли у сетевой организации из-за превышения фактической ставки по кредиту над ставкой рефинансирования, учитываются при установлении тарифов на последующий период.

 

Постановление Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. N 153 «О признании действительными до 1 июля 2009 г. паспортов гражданина СССР образца 1974 года для некоторых категорий иностранных граждан и лиц без гражданства»

С 1 января до 1 июля 2009 г. продлен срок действия паспортов гражданина СССР образца 1974 г. Положение распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства — граждан бывшего СССР, прибывших в Россию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированных по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г. (по месту пребывания — по состоянию на 1 ноября 2002 г.) либо получивших разрешение на временное проживание в России.

Данная мера обусловлена соответствующим продлением срока принятия указанными лицами российского гражданства в упрощенном порядке.

Паспорт гражданина СССР образца 1974 г. является основанием для пребывания, временного и постоянного проживания указанных лиц в Российской Федерации.

Постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г.

 

Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год

Разработана программа антикризисных мер Правительства РФ на 2009 г.
Социальные обязательства государства перед населением, принятые до начала кризиса, будут выполнены в полном объеме. В частности, будут проиндексированы социальные выплаты и пособия, повышены пенсии (в опережающем рост цен размере). Получат дальнейшее развитие национальные проекты. Предусмотрен ряд мер по стабилизации ситуации с лекарственным обеспечением населения.

Особое внимание будет уделено снижению социальной напряженности на рынке труда. Предполагается направлять работников на опережающее обучение, профподготовку, переподготовку и повышение квалификации. Будет организовано около 1 млн временных рабочих мест; безработным гражданам будут выделяться средства на открытие собственного дела. Планируется оказывать адресную помощь гражданам при переезде на работу в другую местность. В 2 раза уменьшены квоты на привлечение в Россию иностранных работников.

Для лиц, временно потерявших работу, будет проведена реструктуризация задолженности по ипотечным кредитам. Правительством запланирован ряд мер по поддержке студенчества (фиксация платы за обучение на весь период учебы; снижение процентных ставок по образовательным кредитам; создание малых предприятий при вузах и ссузах для трудоустройства выпускников).

Предусмотрены меры по поддержке отраслей экономики. Особое внимание уделено поддержке автомобилестроения, жилищного строительства, сельского хозяйства, лесопромышленного комплекса, оборонной промышленности, ТЭК, транспортной отрасли. При этом Правительство РФ не планирует поддерживать за счет бюджетных средств неэффективные предприятия. Продолжится реализация мер по рефинансированию банковской системы с тем, чтобы финансовые средства доходили до конкретных предприятий.

Проведение ответственной бюджетной политики предполагает поддержание приемлемого уровня инфляции (до 10% в 2010 г. и 7,5% в 2011 г.), равновесного курса рубля, снижение дефицита федерального бюджета до 3% в 2011 г.

Также приоритетами правительственной антикризисной программы являются наращивание внутреннего спроса, переход от «нефтяного» экономического роста к инновационному, дальнейшее снижение административных барьеров в бизнесе, создание мощной национальной финансовой системы.

 

Постановление Конституционного Суда РФ от 27 февраля 2009 г. N 4-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 37, 52, 135, 222, 284, 286 и 379.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и части четвертой статьи 28 Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» в связи с жалобами граждан Ю.К. Гудковой, П.В. Штукатурова и М.А. Яшиной»

КС РФ признал неконституционным ряд норм ГПК РФ в части, касающейся рассмотрения заявлений о признании граждан недееспособными, а также осуществления процессуальных прав гражданами, признанными судом недееспособными (без их участия).

Так, ГПК РФ предусматривает, что гражданин, в отношении которого рассматривается дело о признании его недееспособным, должен быть вызван в судебное заседание, если это возможно по состоянию его здоровья.

Как указал КС РФ, данное положение неконституционно в той мере, в которой позволяет суду принимать решение о признании гражданина недееспособным на основе одного лишь заключения судебно-психиатрической экспертизы, т.е. без присутствия самого гражданина. Между тем, предназначение судебной процедуры по такого рода делам — не допустить ошибочных оценок относительно способности гражданина понимать значение своих действий и руководить ими, особенно если разбирательство инициировано лицами, претендующими на роль опекунов. Поэтому рассмотрение дела в отсутствие самого гражданина (вопреки его желанию) допустимо лишь при наличии особых обстоятельств, например, если есть достаточные основания предполагать, что лицо представляет реальную опасность для окружающих. Однако и в этих случаях предпочтительно личное ознакомление суда с состоянием гражданина.

Кроме того, КС РФ указал на неконституционность отдельных норм ГПК РФ в части, не позволяющей гражданину, признанному судом недееспособным, обжаловать решение суда в кассационном и надзорном порядке. Речь идет о случаях, когда в суде первой инстанции гражданину не была предоставлена возможность изложить свою позицию лично или через выбранных им представителей и при этом его присутствие в заседании не было признано опасным для него или окружающих.

Также признана неконституционной норма Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», позволяющая помещать недееспособное лицо в психиатрический стационар без судебного решения. Как указал КС РФ для госпитализации в недобровольном порядке необходимо судебное решение, принимаемое по результатам проверки обоснованности такой госпитализации.

Материал подготовлен службой Правового
консалтинга компании «Гарант-Энтерпрайз»

Агентство правовой информации
«Гарант-Энтерпрайз»

г. Омск, ул. Интернациональная,14, к.2.
Телефон горячей линии: 948-101,
Сайт: www.garant.ru
e-mail: info@infomsk.ru

Мониторинг законодательства февраль 2009 г

Письмо Федеральной налоговой службы от 19 января 2009 г. N ВЕ-17-3/10@ «О декларации по налогу на доходы физических лиц»

Приказом Минфина России от 31.12.2008 N 153н утверждены новая форма налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) и порядок ее заполнения. Поскольку Приказ еще не зарегистрирован в Минюсте РФ, в настоящее время действует форма, утвержденная Приказом Минфина России от 29.12.2007 N 162н.

Налогоплательщик заполняет и представляет декларацию по действующей форме 3-НДФЛ, если это не препятствует ему в определении налоговой базы и суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, с учетом изменений законодательства, относящихся к налоговому периоду 2008 года.

Если же налогоплательщик имеет право на налоговые вычеты, которые не отражены в действующей форме или их размер изменился, то, согласно разъяснениям ФНС, ему следует представить декларацию по новой форме, но уже после регистрации, официального опубликования и вступления в силу Приказа Минфина России от 31.12.2008 N 153н.

 

Информация ЦБР от 30 декабря 2008 г. «Об Указании Банка России от 19.12.2008 N 2155-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 26 марта 2004 года N 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности»

Сообщается о передаче на регистрацию в Минюст России указания Банка России. Оно вносит изменения в порядок формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности.

Указанием планируется ввести дополнительные требования к содержанию и качеству внутренних документов кредитной организации по вопросам кредитной политики.

Предлагается уточнить перечень ссуд, правильность оценки которых контролируется в рамках системы внутреннего контроля кредитной организации. Будет скорректирован порядок принятия решений об отнесении ссуды в иную, как более высокую, так и более низкую категорию качества, чем это предусмотрено Положением Банка России от 26 марта 2004 года N 254-П.

Планируется дополнить перечень обеспечения I категории качества компенсационным депозитом Банка России, под которым понимаются денежные средства, предоставляемые Банком России банкам на компенсацию убытков от сделок, совершенных до 31 декабря 2009 года, с кредитными организациями, у которых отозвана лицензия на осуществление банковских операций. Данное положение будет применяться со дня официального опубликования Указания в «Вестнике Банка России».

 

Приказ МВД РФ от 24 ноября 2008 г. N 1001 «О порядке регистрации транспортных средств»

Установлены новые правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД России. Кроме того, в отдельном Административном регламенте определены сроки и последовательность действий должностных лиц ГИБДД при осуществлении соответствующих полномочий.

Для регистрации транспортного средства физические лица теперь могут обращаться в любое регистрационное подразделение ГИБДД в своем субъекте Российской Федерации. Автомобиль при этом будет зарегистрирован по адресу, указанному в паспорте гражданина или в свидетельстве о регистрации по месту жительства.

Автомобиль можно зарегистрировать по месту пребывания, отличному от места жительства, на период пребывания. При этом в заявлении собственник должен указать обстоятельства, не позволяющие зарегистрировать автомобиль по месту жительства.

Впервые определены требования к помещениям регистрационных подразделений, где обслуживаются заявители. Так в помещениях устанавливаются стенды с «блок-схемой», наглядно объясняющей все процедуры. Если отделение обслуживает более 200 человек в день, то помещение должно быть оборудовано системой электронного управления очередью.

Прием граждан может вестись в порядке общей очереди либо по предварительной записи по телефону. Регламентом четко регулируются сроки исполнения административных действий и периоды ожидания заявителя в очереди. В случаях, требующих дополнительных проверок, заявления разрешаются в срок до 30 суток со дня их поступления.

Регистрационные подразделения должны представлять в налоговые органы сведения о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрационного учета.

Приказы МВД России, которыми ранее регулировались указанные правоотношения, признаны утратившими силу.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 декабря 2008 г. Регистрационный N 13051.

 

Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. N 987 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»

Принят к исполнению федеральный бюджет на 2009 г. и на плановый период 2010-2011 гг.

В 2009-2010 гг. продолжится предоставление субсидий организациям топливно-энергетического комплекса на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2007 — 2010 гг. на осуществление сезонных заготовок топлива на электростанциях, включая атомные, закачку газа в подземные хранилища, проведение мероприятий по ремонту энергооборудования, а также на обеспечение населения топливом.

Минфину России разрешено предоставлять в 2009 г. государственные гарантии в иностранной валюте для поддержки экспорта промышленной продукции. Максимальный размер одной такой гарантии не может превышать 50 млн. долл. США. Также российским экспортерам промышленной продукции планируется в 2009 — 2011 гг. возмещать из федерального бюджета часть затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в 2005 — 2011 гг. в российских кредитных организациях.

До 1 января 2010 г. отменяется бесплатное питание для сотрудников и военнослужащих, проходящих службу (военную службу) в воинских частях и органах, дислоцированных на территории Чеченской Республики, не входящих в состав специальных сил и сил Объединенной группировки, а также командированных в эти воинские части и органы. При этом выдача им продовольственного пайка сохранится.

Также до 1 января 2010 г. запрещено увеличивать утвержденные лимиты бюджетных обязательств на оплату труда за счет экономии по использованию в текущем финансовом году лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на иные цели при оказании государственных услуг (за исключением расходов по уплате начислений на оплату труда).

Прекращено действие лимитов бюджетных обязательств на заключение госконтрактов (иных договоров), ранее утвержденных на 2010 год. Указанные лимиты, доведенные в 2008 г., будут отозваны.

Постановление вступает в силу с 1 января 2009 г.

 

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»

Принятие нового Федерального закона «Об аудиторской деятельности» обусловлено переходом от лицензирования указанной деятельности к саморегулированию в этой области.

Лицензирование аудиторской деятельности будет отменено с 1 января 2010 года. Одновременно будет введено обязательное членство индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций в саморегулируемых аудиторских объединениях. На эти объединения будут возложены функции по ведению реестра аудиторов и аудиторских организаций, повышению квалификации аудиторов и контролю качества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций. Таким образом, государственное регулирование аудиторской деятельности в основном будет сведено к выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в этой сфере, ведению госреестра саморегулируемых организаций аудиторов, анализу состояния рынка аудиторских услуг в РФ.

Устанавливаются дополнительные требования к аудиторам и аудиторским организациям (в частности, к стажу работы в аудиторской организации, наличию безупречной деловой репутации, уставному капиталу аудиторских организаций), призванные повысить качество аудиторских услуг и обеспечить независимость аудиторов и аудиторских организаций. В целях поддержки малого бизнеса снижены требования к численности аудиторов в аудиторской организации, индивидуальные аудиторы допущены к проведению обязательного аудита.

Вводится единый квалификационный аттестат аудитора, который будет давать аудиторам право проводить аудит в любых отраслях экономики.

Детально регламентирован порядок деятельности саморегулируемых организаций аудиторов.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2009 года, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен более поздний срок вступления в силу.

 

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»

Так, определено понятие «национальное объединение саморегулируемых организаций арбитражных управляющих». Таковым является некоммерческая организация, объединяющая в себе более 50% всех саморегулируемых организаций арбитражных управляющих для формирования согласованной позиции по вопросам регулирования их деятельности.

Лица, участвующие в деле о банкротстве, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством о назначении экспертизы для выявления признаков преднамеренного или фиктивного банкротства. Такая экспертиза может проводиться на любой стадии банкротства и за счет средств ходатайствующего лица.

К текущим платежам отнесены только те денежные обязательства и платежи, которые возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом, а не те, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства.

Дополнительными полномочиями наделено собрание кредиторов. Они вправе устанавливать размер и порядок выплаты дополнительного вознаграждения арбитражному управляющему, а также увеличивать размер фиксированной суммы его вознаграждения.

Скорректированы требования к арбитражному управляющему, закреплены порядок и условия вступления его в саморегулируемую организацию. Прописана процедура заключения договора обязательного страхования ответственности арбитражного управляющего.

Сведения о банкротстве теперь заносятся в специальный Единый федеральный реестр.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 324-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»

Федеральный закон направлен на поддержку финансового рынка и отдельных отраслей экономики РФ.

Предусмотрено предоставление в 2009 году государственных гарантий РФ на общую сумму 300 млрд. рублей по кредитам, привлекаемым стратегическими организациями оборонно-промышленного комплекса и некоторыми иными организациями на осуществление основной производственной деятельности и капитальные вложения. Госгарантии по кредитам, привлекаемым стратегическими организациями ОПК, предоставляются в размере от 50 млн. рублей до 10 млрд. рублей на срок от 6 месяцев до 5 лет. Общий размер предоставляемых гарантий — 100 млрд. рублей. Двести млрд. рублей выделено на предоставление госгарантий иным организациям, прошедшим специальный отбор. Им гарантии предоставляются в размере от 150 млн. рублей до 10 млрд. рублей также на срок от 6 месяцев до 5 лет. Упрощена процедура предоставления указанных госгарантий.

В 2009 году будет дополнительно направлено 150 млрд. рублей на поддержку финансового рынка, рынка труда и отраслей экономики РФ, а также на предоставление межбюджетных трансфертов бюджету Пенсионного фонда РФ для погашения за счет средств материнского капитала ипотечных кредитов.

В целях компенсации выпадающих доходов в региональные бюджеты будет зачисляться не 60% (как было ранее), а 100% доходов от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла.

Кроме того, дополнен перечень оснований для внесения в 2009 году изменений в показатели сводной бюджетной росписи федерального бюджета, а также уточнен перечень главных администраторов доходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Мониторинг законодательства  предоставлен компанией «Гарант-Энтерпрайз».