info@sibadvokat.ru 8 800-600-44-35

Способы охраны прав на средства индивидуализации

средства индивидуализации

В последнее время в сфере экономического оборота средств индивидуализации заметно увеличилось количество правонарушений, совершаемых как в целях недобросовестной конкуренции (фальсификация, нанесение ущерба репутации и т.п.), мошенничества и других экономических преступлений, так и без преступного умысла вследствие либо неразвитой деловой культуры, либо недостаточной правовой информированности или компетентности.

Для решения проблемы несанкционированного использования и других нарушений исключительных прав на средства индивидуализации, а также для предупреждения возможных правонарушений и обеспечения более стабильных правовых и экономических условий хозяйственной и коммерческой деятельности, всем участникам гражданского оборота рекомендуется фиксировать факт правомочного использования средств индивидуализации и других отличительных знаков, которыми они владеют.

Не стоит забывать, что любое средство индивидуализации, используемое организацией или предпринимателем, является не только нематериальным объектом, результатом интеллектуальной деятельности, произведением - результатом творческого труда автора или авторского коллектива, но и ценным нематериальным активом, который имеет балансовую и рыночную стоимость.

Какие средства индивидуализации являются объектами гражданских прав?

Прежде всего, необходимо определиться с некоторой терминологической путаницей, возникшей в российской деловой и правоприменительной практике, что важно для разграничения правовых и экономических аспектов использования обозначений (в том числе средств индивидуализации), обеспечивающих вербальную и визуальную коммуникацию и идентификацию.

К средствам индивидуализации организаций, предприятий, товаров, работ и услуг, а также общественных объединений, территориальных образований, государственных, региональных и муниципальных органов, ведомств и учреждений, программ, проектов и мероприятий относятся:

1)   Средства индивидуализации, хозяйственный оборот которых регулируется законодательством Российской Федерации и международными договорами:

-     фирменное наименование;

-     товарный знак (знак обслуживания);

-     наименование места происхождения товара;

-     коммерческое обозначение;

2)   Официальные символы, использование которых регулируется нормативными правовыми актами Российской Федерации либо субъектов Российской Федерации:

-     герб и другие геральдические знаки;

-     флаг, знамя и другие вексиллоиды;

3)   Средства индивидуализации, которые введены в экономический оборот, но до сих пор не признаны российским законодательством в качестве самостоятельных объектов права - например, домен (доменное имя).

4)   Символы и иные отличительные знаки, которые не регистрируются в государственных реестрах в качестве средств индивидуализации или в регистрах в качестве официальных символов и находятся в свободном гражданском обороте - логотип, эмблема, герб, флаг, девиз (слоган) и другие обозначения, а также понятия маркетинга - «торговая марка» (брэнд), «фирменный знак» и т.п.

Все вышеназванные средства индивидуализации, за исключением фирменного наименования, наименования места происхождения товара и девиза, являются визуальными обозначениями - изобразительными отличительными знаками.

Зачем нужны средства индивидуализации?

Ответ на этот вопрос знают все, но иногда сложно не перепутать объекты права и субъекты прав, роли средств индивидуализации и, соответственно, правовые механизмы их применения.

Средством индивидуализации является отличительный знак, использование которого обеспечивает (1) идентификацию продукта либо участника гражданского оборота и (2) вербальную и визуальную коммуникацию. Основная функция любого отличительного знака - идентификационная.

Средством индивидуализации может стать и быть признан:

- словесный знак (отдельные буквы, слово, словосочетание, цифра или их сочетание);

- изобразительный знак (оригинальное графическое изображение);

- комбинированный знак (комбинация словесных и изобразительных элементов).

Отличительный знак (обозначение) используется физическим или юридическим лицом для отождествления своего правового статуса участника гражданского оборота (частнопрактикующего специалиста или индивидуального предпринимателя, установленной формы организации, предприятия, общественного объединения, территориального образования, государственного, регионального и муниципального органа, ведомства и учреждения) либо для отличия своего продукта (товара, работы, услуги, а также произведения, сложного объекта, программы, проекта, мероприятия) от однородного продукта других физических или юридических лиц.

Какие существуют способы охраны прав на средства индивидуализации?

Необходимо особо отметить, что правовой режим нематериальных объектов - результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации как объектов интеллектуальной собственности (режим исключительных прав) - существенным образом отличается от правового режима материальных объектов (режим вещных прав).

Нематериальный объект может быть выражен в объективной форме, но не зависим от материальных вещей (носителей) и не может прекратить физическое существование. Нематериальный актив может устареть морально, но не имеет износа как материальные активы предприятия.

Способ охраны прав на средство индивидуализации или иной отличительный знак напрямую зависит от основания предоставления режима правовой охраны нематериальному объекту, рассматривая его как результат интеллектуальной деятельности и объект интеллектуальной собственности. Ключевых оснований для определения режима охраны прав, предусмотренных законодательством, три:

1)   Факт создания объекта (в отношении объекта авторских и смежных прав).

2)   Факт регистрации объекта (в отношении средства индивидуализации или объекта патентных прав).

3)   Факт использования объекта (переход или предоставление прав на объект интеллектуальной собственности и совершения сделок или иных действий со средством индивидуализации либо с материальным носителем, в котором выражено средство индивидуализации).

Необходимым условием установления и разграничения прав на средства индивидуализации является обособление каждого конкретного объекта прав по форме
и по содержанию, т.е. по определенным значимым различительным признакам.

Неоправданно сложная юридическая конструкция, включающая исключительные (имущественные), личные (неимущественные) и иные права на средства индивидуализации, с целым рядом противоречивых норм, спорных формулировок, надуманных правил и явных пробелов в законодательстве, справедливо вызывает нарекания и приводит к игнорированию нормативно-правовой базы интеллектуальной собственности со стороны многих участников гражданского оборота.

Но нормы, устанавливающие такие меры ответственности как «взыскание компенсации в размере от 10 тысяч рублей до 5 миллионов рублей, определяемое по усмотрению суда», вынуждают более внимательно относится к своим и чужим правам на средства индивидуализации, которые являются неотъемлемой составляющей деятельности любого участника гражданского оборота - физического или юридического лица.

Остается выбрать оптимальный способ охраны прав на средство индивидуализации (отличительный знак).

Способ первый. Государственная защита.

Правовая охрана средства индивидуализации предоставляется государством (уполномоченным государственным органом) владельцу только в случае государственной регистрации средства индивидуализации в установленном порядке, а именно:

-     внесения фирменного наименования в Единый государственный реестр юридических лиц регистрирующим органом при государственной регистрации юридического лица;

-     внесения изображения товарного знака (знака обслуживания) и сведений о нем в Государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности после рассмотрения заявки коммерческой организации или индивидуального предпринимателя, уплаты пошлин и проведения экспертиз;

-     внесения изображения официального символа или геральдического знака, его описания и сведений о нем в Государственный геральдический регистр Российской Федерации Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации после рассмотрения соответствующей заявки.

Способ второй. Самозащита.

Сами создаете отличительный знак и используете его как средство индивидуализации своего предприятия, являясь и автором, и владельцем обозначения. Объекты авторских и смежных прав охраняются независимо от какой-либо регистрации и выполнения иных формальностей.

Способ третий. Комплексная защита.

Регистрация отличительного знака в качестве произведения и/или средства индивидуализации (например, коммерческого обозначения) в негосударственных структурах свидетельствует и удостоверяет факт использования объекта прав, и может иметь доказательственное значение при оспаривании интеллектуальных прав.

На территории Омской области ведение Единого реестра символов, геральдических и иных отличительных знаков Омской области (Реестра ОГК) осуществляется Областной общественной организацией «Омская Геральдическая Коллегия» в рамках целевой программы «Интеллектуальная собственность». Эта услуга Омской Геральдической Коллегии предоставляется бесплатно для омских организаций и предпринимателей (резидентов Омской области).

Плюсы и минусы вышеперечисленных способов, конкуренция прав и дополнительные возможности - в следующем номере журнала.

Вы можете направить вопросы автору статьи по адресу e-mail: omskmark@mail.ru либо через редакцию журнала.

 

Поделитесь с друзьями
Похожие статьи
АСГМ защитил «Крошку Енота» от американской компании
Арбитражный суд города Москвы рассмотрел иск американской компании «Rubstein Properties» к ООО «СИМБАТ» о взыскании…
Ответственность за нарушение авторских прав: плагиат, смежные права, ущерб
Высокая латентность правонарушений в сфере интеллектуальной собственности не оставляет сомнений в необходимости совершенствования правовой базы,…
Является ли дизайн сайта объектом авторского права?
В суд людей приводят абсолютно разные причины, в том числе и необходимость в защите исключительных…