консультация

консультация

Услуги ЖКХ
расходы

Учреждением заключен договор, предметом которого являются:

- предоставление услуг ЖКХ;

- содержание, ремонт и техническое обслуживание здания;

- осуществление расчетов за пользование услугами ЖКХ.

На какой код КОСГУ следует отнести расходы на оплату услуг по расчету, начислению, перерасчету платы за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ)?

При отнесении расходов на конкретные коды бюджетной классификации по их экономическому содержанию бюджетные учреждения руководствуются разделом V Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 30.12.2009 N 150н (далее - Указания N 150н). Кроме того, в части применения статей и подстатей классификации операций сектора государственного управления (далее - КОСГУ) следует руководствоваться письмом Минфина России от 05.02.2010 N 02-05-10/383 (далее - Письмо N 02-05-10/383).

Каждая из статей (подстатей) КОСГУ содержит краткое описание отражаемых по ней операций, которое представляет собой перечни направлений расходования средств бюджетными учреждениями. Данные перечни не являются закрытыми. Кроме того, Указаниями N 150н определено, что названная классификация является группировкой операций, осуществляемых в секторе государственного управления в зависимости от их экономического содержания.

Отнесение расходов по оплате обязательств по конкретным договорам на ту или иную статью (подстатью) КОСГУ зависит, в первую очередь, от предмета договора (контракта).

В рассматриваемой ситуации в предмете договора как его самостоятельные составляющие части присутствуют: предоставление услуг ЖКХ; содержание, ремонт и техническое обслуживание здания; осуществление расчетов за пользование услугами ЖКХ, то есть договор является смешанным. Суммы выплат в рамках договора разделены по указанным направлениям, следовательно, расходы по оплате договорных обязательств подлежат отражению в следующем порядке: услуги ЖКХ - по подстатье 223 "Коммунальные услуги" КОСГУ"; содержание, ремонт и техническое обслуживание здания - по подстатье 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ.

Поскольку операция по осуществлению расчетов за пользование услугами ЖКХ напрямую не указана в описаниях к статьям (подстатьям) КОСГУ, для правильного отнесения данных расходов прежде всего необходимо определить их экономическое содержание.

Поставщик коммунальных услуг вправе по договору передать всю совокупность расчетных функций (расчет, начисление, перерасчет платежей, ежемесячная рассылка платежных документов потребителям, выдача потребителям необходимой информации и справок, связанных с расчетами за ЖКУ) специализированной организации (РКЦ, ЕИРЦ, РИЦ и т.п.). Вознаграждение специализированной организации определяется в процентах от денежных средств, поступивших в оплату коммунальных услуг.

Поскольку в рассматриваемой ситуации расходы на выполнение расчетных функций выделены в договоре и расчетных документах отдельно, они не могут быть отнесены ни к коммунальным услугам, ни к услугам по содержанию (обслуживанию, ремонту) нефинансовых активов. Данные расходы в целях применения бюджетной классификации Российской Федерации представляют собой оплату услуг по ведению учета потребляемых ЖКУ, оформлению необходимых для оплаты документов, иных услуг.

Согласно требованиям Указаний N 150н расходы по оплате договоров на выполнение работ, оказание услуг, не отнесенных на подстатьи 221-225 КОСГУ, для государственных (муниципальных) нужд относятся на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.

Таким образом, по нашему мнению, в данном случае расходы учреждения за осуществление расчетов по ЖКУ следует отнести на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.

Вместе с тем следует отметить, что стоимость услуг по ведению учета должна формировать себестоимость оказываемых ЖКУ, соответственно, поставщику нет необходимости выделять ее отдельно в договоре и платежных документах. Данные расходы вполне могут быть оплачены по соответствующим подстатьям КОСГУ (223, 225) в составе себестоимости коммунальных услуг.

В Письме N 02-05-10/383 указано, что вопросы отражения по статьям (подстатьям) КОСГУ кассовых расходов, осуществляемых в секторе государственного управления, обусловленных договорами и аналогичных по экономическому содержанию операциям, перечни которых содержат Указания N 150н, могут быть урегулированы:

- бюджетной сметой;

- государственным заданием на оказание государственных услуг физическим и юридическим лицам;

- методическими рекомендациями (указаниями) главного распорядителя бюджетных средств по реализации государственной учетной политики;

- иными документами, являющимися правовыми основаниями получения бюджетных средств (далее - Документы).

При этом осуществление кассовых расходов не может быть квалифицировано как нецелевое использование бюджетных средств в следующих случаях:

- если они проведены по статьям (подстатьям) КОСГУ в соответствии с Документами;

- если отсутствует порядок их проведения по кодам КОСГУ в Документах и Указаниях N 150н, но при этом по оценке отдельных участников бюджетного процесса порядок их отражения по статьям (подстатьям) КОСГУ не соответствует методологии ее применения, установленной Указаниями N 150н.

При возникновении такой ситуации данный вопрос должен быть урегулирован главным распорядителем средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации путем внесения в Документы необходимых уточнений (дополнений) по согласованию с соответствующим финансовым органом.

Таким образом, если расходы учреждения на оплату услуг по расчету, начислению, перерасчету платы за ЖКУ были запланированы в бюджетной смете по иной статье (подстатье) КОСГУ, такие расходы нельзя признать нецелевым использованием бюджетных средств.

В таких случаях следует также учитывать положение п. 14.1 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации". Согласно данному пункту, если судом будет установлено, что исходя из содержания перечней, наименований статей и подстатей бюджетной классификации, утвержденных Минфином России, невозможно с очевидностью установить, на какую статью (подстатью) бюджетной классификации участнику бюджетного процесса следовало бы отнести осуществленные им расходы (то есть когда названные расходы могли бы быть равным образом отнесены на различные статьи и подстатьи), финансирование указанных расходов за счет средств, выделенных на любую из возможных к применению статей или подстатей, не признается нецелевым использованием бюджетных средств.

Вывод:

Расходы на оплату услуг по расчету, начислению, перерасчету платы за ЖКУ следует отнести на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.

Вместе с тем, если расходы учреждения на оплату услуг по расчету, начислению, перерасчету платы за ЖКУ были запланированы в бюджетной смете по иной статье (подстатье) КОСГУ, например по подстатье 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ, такие расходы нельзя признать нецелевым использованием бюджетных средств.

Мария Миллиард,

эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Юлия Кошелева,

рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Организация работает в сфере ЖКХ и применяет УСН с объектом "доходы минус расходы". В этом году участвует в федеральной программе по капитальному ремонту жилых домов. Деньги поступили из федерального, местного бюджета, а также 5% заплатили собственники квартир. Согласно Федеральному закону N 185-ФЗ денежные средства, поступившие из бюджета, не учитываются в доходах при УСН.

Как учитывать 5% от стоимости ремонта, вносимые собственниками? Если эти деньги учитываются в доходах, тогда что нужно учитывать в расходах?

В соответствии со ст. 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщиком учитываются:

- доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ;

- внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.

Исключением являются доходы, перечисленные в ст. 251 НК РФ (пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ).

В силу п. 2 ст. 249 НК РФ выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации средства, полученные на проведение капитального ремонта, для управляющей компании, применяющей УСН, являются выручкой от реализации работ, то есть доходом (ст. 346.15 НК РФ, ст. 249 НК РФ), признаваемым в порядке, установленном п. 1 ст. 346.17 НК РФ.

Однако в силу нормы абз. 4 пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ (действующей с 1 января 2008 года) из состава доходов, подлежащих налогообложению, средства бюджетов, выделяемые, в частности, управляющим организациям на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 185-ФЗ), исключены.

Учитывая, что данная норма распространяется только на суммы долевого финансирования, полученные из бюджета, и не распространяется на средства, внесенные собственниками помещений в размере 5%, денежные средства, полученные от собственников квартир, должны быть учтены организацией в составе доходов, подлежащих налогообложению (письма Минфина России от 10.02.2009 N 03-11-06/2/20, от 05.02.2009 N 03-11-06/2/18).

Отметим, что организация в соответствии с п. 1 ст. 346.16 НК РФ вправе уменьшить полученные доходы на расходы, поименованные в ст. 346.16 НК РФ, при условии их соответствия критериям, приведенным в п. 1 ст. 252 НК РФ. При этом для организаций, применяющих УСН, в силу указанной нормы сохраняется условие, что в составе расходов не могут быть учтены расходы, поименованные в ст. 270 НК РФ.

Согласно п. 17 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде стоимости имущества, переданного в рамках целевого финансирования в соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации затраты на проведение капитального ремонта, осуществляемые за счет средств целевого финансирования, не уменьшают налоговую базу при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН.

Следовательно, доходы, полученные от собственников помещений, могут быть уменьшены только на ту часть расходов, которые не будут иметь отношения к расходованию в части бюджетных средств.

В связи с этим по одной операции (капитальному ремонту жилого дома) компании следует организовать раздельный учет доходов и расходов по двум направлениям:

- целевое финансирование;

- средства собственников.

В силу пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при отсутствии раздельного учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Возможность признания управляющей компанией в составе расходов затрат по оплате подрядчикам работ по проведению капитального ремонта, по нашему мнению, можно обосновать следующим образом.

Согласно п. 1 ст. 346.16 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения с объектом "доходы, уменьшенные на величину расходов", при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы на расходы, перечисленные в ст. 346.16 НК РФ, в порядке, установленном ст. 346.16 и п. 2 ст. 346.17 НК РФ.

При этом управляющая компания вправе учесть расходы на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями на основании пп. 5 п. 1, п. 2 ст. 346.16 НК РФ, пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ (смотрите также постановление ФАС Поволжского округа от 24.04.2008 N А12-12209/07-с29).

В рассматриваемой ситуации учесть в целях налогообложения расходы по оплате услуг сторонних организаций по выполнению капитального ремонта управляющая компания может только в пределах сумм, полученных от собственников жилья.

При этом в учетной политике компании расходы по оплате работы сторонних организаций на проведение капитального ремонта должны быть включены в состав материальных расходов.

Ведение раздельного учета

НК РФ не устанавливает конкретный порядок ведения раздельного учета, в связи с этим организация вправе разработать собственный алгоритм и зафиксировать его в учетной политике. Оформить ведение раздельного учета можно отдельным налоговым регистром, форму которого следует также утвердить в качестве приложения к учетной политике.

Налоговый регистр должен содержать информацию о поступлении средств, а также их расходовании. За основу для распределения можно взять соотношение средств целевого финансирования и поступлений от собственников жилья (например, 95% и 5%).

По мере принятия к учету выполненных работ расходы будут распределяться на основании актов выполненных работ, полученных от подрядной организации, расчетным методом в том же соотношении (95% и 5%).

Вывод:

Денежные средства, полученные от собственников квартир, должны быть учтены организацией в составе доходов. При этом считаем, что сумма затрат на оплату выполненных подрядными организациями работ в пределах сумм, полученных от собственников жилья, может быть учтена в составе расходов.

Для определения суммы затрат, подлежащей включению в состав расходов, организации следует ввести раздельный учет.

Елена Титова,

эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

член Палаты налоговых консультантов

Светлана Мягкова,

рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

профессиональный бухгалтер

C текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, можно ознакомиться в справочной правовой системе ГАРАНТ.

Консультация подготовлена Агентством правовой информации

«Гарант-Энтерпрайз»

консультация

г. Омск, Больничный переулок, д. 6, 5 этаж

телефон горячей линии: 408-555,

сайт: www.garant.ru,

e-mail: info@infomsk.ru

X

Закажите звонок

Наш адвокат свяжется с Вами и даст подробную информацию по интересующим Вас вопросам.



09
:
00
+7(999) 999 999
9
18
Наш адвокат свяжется с Вами