Автоэкспертиза

Автоэкспертиза

Технические и юридические аспекты приобретения автомобиля и проведения экспертиз, связанных с выявлением причин неисправностей ТС

С момента появления первых серийных автомобилей возникла необходимость выявления и устранения неисправностей в работе его узлов и систем.

Суровая правда жизни говорит о том, что все автомобили, независимо от того, где и кем они были произведены, ломаются. При этом часто возникает вопрос «Кто виноват?». Как правило, ответ на этот самый русский вопрос больше всего волнует собственника автомобиля и, может быть, дилера (продавца автомобиля) или организацию, выполняющую обслуживание и ремонт данного автомобиля (СТО).

Анализ обращений собственников вышедших из строя автомобилей показывает, что подготовить ответ на данный вопрос, а также избежать многих проблем, в том числе финансового характера, можно задолго до их появления.

Вот некоторые основные правила, которыми должен руководствоваться потребитель на различных этапах приобретения и эксплуатации автомобиля.

Покупка автомобиля

Договор купли-продажи автомобиля — самый важный документ, а момент оформления договора является самым ответственным для возникновения прав и обязанностей сторон.

В договоре прописаны все существенные условия, которые могут регулироваться соглашением сторон в соответствии с гражданским законодательством (это могут быть следующие условия: предмет договора; комплектность ТС и цена; порядок и сроки оплаты предмета договора; сроки выполнения действий сторон, обусловленных договором; штрафные санкции сторон и многое другое). Поэтому к анализу текста соглашения следует подойти с особым вниманием.

Внимание: типовой договор

Обычная практика дилера – это предложение заключить типовой или, как они иногда говорят, «стандартный» договор. Не торопитесь – с точки зрения гражданского законодательства договор купли-продажи автомобиля не может быть стандартным, т.е. одинаковым для всех (как договор перевозки муниципальным транспортом), именно поэтому он и заключается с каждым, а не вывешивается один на всех в «Уголке потребителя», как правила торговли или бытового обслуживания.

Необходимо изучить договор, лучше в привычной и удобной, с точки зрения психологии, обстановке.

Возьмите договор домой, внимательно изучите каждый пункт этого документа. Если некоторые пункты договора сформулированы, с вашей точки зрения, недостаточно четко или могут быть истолкованы двояко, или непонятны вообще, возможно вызывают сомнения или подозрения, не стыдитесь задать уточняющие вопросы и настоять на том, чтобы в условиях договора формулировки были вам понятны и ясны.

Консультация юриста

Можно воспользоваться консультациями юристов — пусть они прочтут договор и выскажут по нему свое мнение.

После внимательного прочтения, не удивляйтесь, если обнаружите в договоре невыгодные, а иногда и незаконные требования продавца к покупателю — такова суровая реальность нашего времени.

Общее правило любого договора, которое также закреплено не только в ГК РФ, но и в пункте 1 статьи 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» (далее — ЗПП) гласит: «условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными».

Данное положение означает, что независимо от наличия вашей подписи под договором пункты договора, ущемляющие права потребителя (в данном случае – ваши, как лица, приобретающего автомобиль для использования исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности), признаются недействительными.

При этом недействительность отдельных условий договора не означает недействительности соглашения в целом.

Получение приобретенного авто

Получение автомобиля является следующим этапом после подписания договора.

Внимание следует обращать на внешний вид (отсутствие сколов, вмятин, изъянов в окраске кузова и т.п.) и комплектацию машины. Проверьте наличие всех объявленных вам опций и заказанного дополнительного оборудования, вплоть до ковриков.

Все дефекты и несоответствия следует отразить в акте приемки-передачи. Там же следует установить для дилера конкретные сроки устранения выявленных дефектов и несоответствий.

Предпродажная подготовка

До передачи автомобиля дилер обязан провести предпродажную  подготовку, объем и содержание которой обычно устанавливаются заводом-изготовителем.

В сервисной книжке должна быть сделана соответствующая отметка. При передаче машины покупателю дилер одновременно обязан передать установленные изготовителем комплект принадлежностей и документы, в том числе сервисную книжку, а также документ, удостоверяющий право собственности на транспортное средство (ПСТС).

Следует заметить, что лицо, осуществляющее продажу (по смыслу ЗПП), при передаче автомобиля обязательно в присутствии потребителя проверяет качество выполненных работ по предпродажной подготовке товара, а также комплектность автомобиля. А иначе как продавец может удостоверить перед потребителем факт выполненных работ?

Эксплуатация автомобиля

Самый больной вопрос для любого потребителя – это установление гарантии, соблюдение условий ее предоставления и возможные последствия за неисполнение взятых на себя обязательств.

Правила, установленные ЗПП, не позволяют продавцу или изготовителю снять товар с гарантии.

Такой возможности не предусмотрено. Допускается только отказать потребителю в удовлетворении его требования в связи с конкретным недостатком товара, если дилер (производитель) сможет  доказать, что такой недостаток возник вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы (абз. 2 п. 6 ст. 18 ЗПП).

И даже если вина потребителя будет доказана, на другие недостатки, которые могут возникнуть в дальнейшем, отказ распространяться не должен.

Ответственность продавца

Ответственность продавца гораздо шире. Он отвечает за любой недостаток автомобиля, если при помощи независимой экспертизы не сможет доказать, что такой недостаток возник только после передачи товара потребителю и только вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы (абз. 2 п. 6 ст. 18 ЗПП).

Согласно действующему законодательству дилер не вправе изменять правила и процедуры технического обслуживания, установленные изготовителем.

Некоторые дилеры включают в договор условия, запрещающие производить какие-либо действия с машиной (установка сигнализации, магнитолы и т.п.), кроме как на авторизованном сервисе. Данное требование противоречит пункту 2 статьи 476 ГК РФ.

Если при изучении конкретного договора у вас возникают сомнения в законности того или иного условия, которое вы считаете очень важным, лучше обратиться за консультацией к специалисту.

Расчет дилера при включении в договор недействительных условий  делается на невысокий уровень правовой грамотности клиента.

Ремонт и ТО

После покупки автомобиля обязательно встанет вопрос, где проводить текущий ремонт и техническое обслуживание. Практически все дилеры ограничивают перечень возможных организаций только авторизованными сервисными центрами (соответствующее условие включается в договор).

В соответствии с пунктом 2 статьи 16 ЗПП запрещается обусловливать приобретение товаров обязательным приобретением услуг. Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров, возмещаются продавцом в полном объеме.

Таким образом, условия договора, которые ограничивают возможность потребителя по собственному выбору устанавливать сигнализацию, автомагнитолу и другое дополнительное оборудование у третьих лиц, незаконны. Но, как правило, потребитель соблюдает невыгодные для себя положения под угрозой снятия ТС с гарантии.

И если вы самостоятельно (или в неавторизованном сервисном центре) установили магнитолу или заменили масляный фильтр, а через некоторое время вышел из строя двигатель, дилер не имеет права отказать вам в гарантийном (бесплатном для вас) ремонте только на том основании, что указанные работы проводились не в его мастерской. Сначала он должен доказать, что установка автомагнитолы (замена фильтров) послужила причиной поломки двигателя. Обязанность организации и оплаты такой экспертизы возлагается на продавца (абзац 3 пункта 5 статьи 18 ЗПП).

Независимая автоэкспертиза

Результатом такой экспертизы при правильно сформулированных вопросах будет Заключение эксперта. В нем может содержаться подробное описание технического состояния автомобиля, описывается неисправность, приводятся причины ее возникновения. Если в итоге выяснится, что в поломке нет вашей вины, расходы на проведение экспертизы можно взыскать с дилера (ст. 13 ЗПП).

Проведение независимой экспертизы означает, что изучать автомобиль будут независимые специалисты, т.е. никак не связанные с дилером (продавцом и т.п.).

Автоэкспертиза является важнейшим этапом разрешения спорных ситуаций между продавцом и потребителем, когда встает вопрос о гарантийности или негарантийности той или иной поломки в рамках реализации положений Закона о ЗПП.

В данной статье мы не ставили своей задачей рассмотреть все юридические и технические тонкости, которые могут возникнуть при покупке и эксплуатации автомобиля. Следует лишь обратить внимание на то, что не стоит идти на поводу у недобросовестных продавцов и мастеров вашего автомобиля. А закон во многих случаях на вашей стороне.

Игорь Долгов,

директор НП «Технопарк СибАДИ»,

Александр Иванов,

заведующий кафедрой «Теплотехника и тепловые двигатели», кандидат технических наук, доцент,

Борис Журавский,

инженер кафедры «Автомобили и тракторы»

Вам может быть интересно:

Когда экспертиза будет (не)зависимой?

Поделитесь с друзьями
Похожие статьи
Когда экспертиза будет (не)зависимой?
Не понимаю людей, которые, говоря про экспертизу, делают акцент на независимости. Независимая экспертиза: каковы реалии?…
X

Закажите звонок

Наш адвокат свяжется с Вами и даст подробную информацию по интересующим Вас вопросам.



09
:
00
+7(999) 999 999
9
18
Наш адвокат свяжется с Вами