Бизнес и образование

роль банка России

Роль Банка России

в системе противодействия

легализации

преступных доходов

Людмила Хуртина,

старший преподаватель кафедры финансов и банковского дела

Омского филиала МФПА

В настоящее время в условиях всеобщей глобализации экономической интеграции различных форм бизнеса кредитные организации, как и вся кредитно-денежная система, находятся в постоянном развитии. Большая концентрация денежных ресурсов как в наличной, так и в безналичной форме, разнообразие финансовых услуг и инструментов с различной степенью защищенности и ликвидности, расширяющееся клиентское поле – всё это делает банковские структуры наиболее привлекательным объектом криминальных вторжений и прокручивания мошеннических схем.

Вхождение России в систему международного сотрудничества в борьбе против опасных форм экономической преступности потребовало применения на национальном уровне специальных законодательных мер, расширения полномочий правоохранительных органов, а также включения в указанную борьбу новых субъектов.

Эти обстоятельства делают сотрудничество кредитных учреждений с правоохранительными органами и органами финансового контроля одним из наиболее эффективных инструментов своевременного выявления и пресечения целого спектра экономических преступлений и правонарушений.

В России усиление государственного контроля за направлениями финансовых потоков, проходящих через кредитные организации, зачастую объявляется направлением «нерыночным», «недемократическим». Бытует мнение, что банки в своей деятельности не должны выполнять функции государственных служащих, подменять налоговые органы, доставляя им различную информацию и сведения и своих клиентах.

Зарубежный опыт, однако, убедительно свидетельствует о том, что денежные потоки, проходящие через банковские каналы, могут и должны подвергаться тщательному отслеживанию со стороны органов финансового контроля и правоохранительных органов.

В национальной системе противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма Банк России как институт регулирования и контроля совместно с банками предпринимает энергичные меры по выявлению и пресечению незаконной деятельности кредитных организаций. Эффективность такой работы является сегодня важным элементом имиджа государства и его банковской системы на международной арене.

В 2008 г. Центральным Банком РФ выявлено нарушений законодательства о противодействии легализации преступных доходов и финансированию терроризма, на общую сумму выданных наличных денежных средств на сомнительные цели 300 млрд рублей. Банком России была отозвана 51 лицензия у банков. В 2009 г. продолжается работа по очищению банковской отрасли от различного рода «карманных банков» и банков, занимающихся противоправными действиями, за восемь месяцев 2009 года лицензий лишились 24 банка, возбуждены уголовные дела. Таким образом, кредитные организации, которые специализируются на обналичивании крупных сумм денег, отмывании капиталов, полученных преступных путем, находятся под постоянным контролем.

Банк России, орган ответственный, прежде всего, за проведение денежно-кредитной политики, рассматривает проблему отмывания преступных капиталов как проблему экономическую.

Основой противодействия «отмыванию» доходов в кредитных организациях является внутренний контроль.

Банк России рекомендовал кредитным организациям с учетом особенностей и направлений деятельности, клиентской базы и уровня рисков, связанных с клиентами и их операциями, разработать комплекс программ осуществления специального внутреннего контроля. Не стремясь поставить кредитные организации в жесткие рамки и ограничить их инициативу, он, тем не менее, предложил шесть программ:

–          идентификации и изучения кредитной организацией своих клиентов, включающая анкетирование клиентов и оценку риска осуществления  ими легализации доходов, полученных преступным путем;

–          выявления в деятельности клиентов операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами и имуществом, связанных с отмыванием преступных доходов;

–          проверки информации о клиенте или операции клиента для подтверждения обоснованности  или опровержения подозрений осуществления клиентом отмывания преступных доходов;

–               документального фиксирования информации;

–               хранения информации и документов, полученных в результате реализации программ осуществления  внутреннего контроля;

–               обучения сотрудников кредитной организации по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

Российские кредитные организации оснащены методическими материалами о том, как им следует поступать в случае возникновения сомнений при квалификации операции клиента как подозрительной операции, указывающей на возможность легализации «грязных» денег.

Еще одно важное обстоятельство – Банк России не рекомендует кредитным организациям устанавливать корреспондентские отношения с теми банками, которые не осуществляют мер по противодействию отмыванию преступных капиталов. Кредитные организации обязаны передавать информацию об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также об иной подозрительной деятельности клиентов в Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу, то есть в Российский FIU. Необходимая для этого нормативная база Банком России разработана, в ее основу заложены три принципа.

Во-первых, оперативность передачи информации. Во-вторых, защищенность передаваемой кредитными организациями информации в целях гарантированного обеспечения информационной безопасности и невозможности несанкционированного ознакомления с ней третьими лицами.

В-третьих, надежность информационно-технологической системы в целом.

В заключение следует отметить, что эффективность борьбы с использованием банковского сектора для отмывания «грязных» денег и финансирования терроризма во многом может возрасти за счет повышения стандартов контроля. Необходимо добиться формирования в банковской среде нетерпимого отношения к тем, кто использует в своей деятельности серые схемы ведения бизнеса, связан с крими­нальными структурами, создает условия для нечестной конкуренции. В конечном счете такие элементы должны быть «выдавлены» из банковской сферы, как наносящие ей реальный ущерб. Этот вопрос тесно связан с задачами надзорных органов по поддержанию стабильности, безопасности и надежности банковской системы.

Понятно, что процесс этот непростой и займет определенное время. Банк России и всё российское банковское сообщество готовы принимать в этом участие.

Поделитесь с друзьями
Похожие статьи
Контролирующие лица: Кабинет министров одобрил закон
Кабинет министров одобрил закон о лицах, контролирующих финансовые компании. Законопроект был направлен в Государственную Думу…
X

Закажите звонок

Наш адвокат свяжется с Вами и даст подробную информацию по интересующим Вас вопросам.



09
:
00
+7(999) 999 999
9
18
Наш адвокат свяжется с Вами