Бизнес и образование

ПРОВЕДЕНИЕ РЕИНЖИНИРИНГА

БИЗНЕС-ПРОЦЕСОВ

В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ

СТРУКТУРАХ

 

Денис Гребенюк,

преподаватель Омского филиала Московской финансово-промышленной академии,

начальник отдела финансирования и координации инвестиций БУОО «УКС Минсельхозпрода Омской области»

Что такое реинжиниринг бизнес-процессов?

Существует два подхода к определению реинжиниринга бизнес-процессов:

Первый (классический) подход к определению реинжиниринга рассматривает реинжиниринг бизнес-процессов (BPR – Business Process Reengineering) как фундаментальное переосмысление и перепроектирование бизнес-процессов для достижения существенных улучшений в таких ключевых для современного бизнеса показателях результативности, как затраты, качество, уровень обслуживания и оперативность.

Второй подход (практический) определяет реинжиниринг бизнес-процессов как создание совершенно новых  и более эффективных бизнес-процессов без учета того, что было раньше. Реинжиниринг использует большое количество инструментов и методов внутри обычной структуры, но его фокус прежде всего направлен на объединение функций на макроорганизационном уровне.

С какой целью проводится реинжиниринг в организациях?

Главной целью реинжиниринга является создание «наилучшей» структуры организации, которая позволяет фирме органично взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников и, таким образом, удовлетворять потребности клиентов, эффективно достигая своих целей. А для этого необходимо, основываясь на функциональном подходе, осуществить контроль синхронности, качества функционирования бизнес-процессов и структуры управления  в фирме посредством  функционально-стоимостного анализа.

Из основной цели можно выделить три ключевых подцели проведения реинжиниринга бизнес-процессов:

  1. Повышение конкурентоспособности продукции (услуг) с использованием маркетинга и гибкого производства, которые обеспечивают адаптивное реагирование на запросы потребителей.
  2. 2. Замена конвейерной структуры предприятия на процессно-ориентированную. Такое решение основывается на реализации возможностей манипулирования процессами без потери управляемости предприятием.
  3. Определение «болевых» точек структуры организации, ее реорганизация с целью максимально эффективного использования трудовых ресурсов организацией.

С чего начать проведение реинжиниринга?

Прежде всего необходимо выделить бизнес-процессы, которые, по мнению аналитиков, являются наиболее неэффективными и нерентабельными. При этом следует учесть, что к бизнес-процессам относятся не только производственные (снабженческие) процессы, но и управленческие.

К сожалению, нередко в предпринимательских структурах причиной снижения эффективности деятельности является низкое качество управления или неэффективное распределение обязанностей и, как следствие, степени ответственности на рабочих местах.

После выявления неэффективных бизнес-процессов разрабатываются направления по улучшению данных процессов и проводится их «пилотная» апробация.

Каким образом проводится реинжиниринг бизнес-процессов?

Процедура ренижинирнга бизнес-процессов включает ряд этапов:

  1. Целевая установка (целеполагание):

-разработка образа будущей предпринимательской структуры (идеал);

-определение направлений развития бизнеса с учетом сложившейся конъюнктуры рынка и макросреды.

  1. Обратный реинжиниринг (реальность):

-анализ текущего состояния процессов, существующих в организации;

-документирование потоков работ и существующих процессов с подробным описанием их реализации.

  1. Прямой реинжиниринг (переработка):

-разработка организационных, технологических, инновационных структур;

-разработка организационного взаимодействия персонала;

-разработка  информационной системы  обеспечения ренижиниринга.

  1. Внедрение.

Какие результаты должны быть получены после успешного проведения реинжиниринга?

  1. Несколько рабочих процедур объединяются в одну. Для перепроектированных процессов наиболее характерно отсутствие технологии «сборочного конвейера», в рамках которой на каждом рабочем месте выполняются простые задания или рабочие процедуры. Выполнявшиеся различными сотрудниками, теперь они интегрируются в одну процедуру – происходит горизонтальное сжатие процесса. Если не удается привести все шаги процесса к одной работе, то создается команда, отвечающая за данный процесс.
  2. Исполнители принимают самостоятельные решения. В ходе реинжиниринга компании осуществляют не только горизонтальное, но и вертикальное сжатие процессов. Это происходит за счет самостоятельного принятия решения исполнителем в тех случаях, когда при традиционной организации работ он должен был обращаться к управленческой иерархии.
  3. Шаги процесса выполняются в естественном порядке. Реинжиниринг процессов освобождает от линейного упорядочивания рабочих процедур, свойственного традиционному подходу, позволяя распараллеливать процессы там, где это возможно.
  4. Работа выполняется в том месте, где это целесообразно. В традиционных компаниях она организуется по функциональным подразделениям, а реинжиниринг распределяет работу между границами подразделений, устраняя излишнюю интеграцию, что приводит к повышению эффективности процесса в целом.
  5. Уменьшается количество проверок и управляющих воздействий. Проверки и управляющие воздействия непосредственно не производят материальных ценностей, поэтому задача реинжиниринга – сократить их до экономически целесообразного уровня.
  6. Минимизируется количество согласований. Еще один вид работ, не производящих непосредственных ценностей для заказчика, – это согласования. Задача реинжиниринга состоит в минимизации согласований путем сокращения внешних точек контакта.
  7. Преобладает смешанный централизованно-децентрализованный подход. Современные технологии дают возможность компаниям действовать полностью автономно на уровне подразделений, сохраняя при этом возможность пользоваться централизованными данными.

В чем заключаются положительные и отрицательные стороны проведения реинжиниринга бизнес-процессов?

К отрицательным моментам можно отнести следующее:

-необходимость сокращения сотрудников организации вследствие повышения ответственности, компьютеризации и сжатия процессов;

-планирование дополнительных инвестиций для усовершенствования коммуникативных и аналитических средств обработки информации (компьютеризации);

-адаптация персонала к изменениям.

Основным положительным моментом является увеличение прибыли, интенсивности труда, оперативности обработки поступающей и исходящей информации.

Также следует учитывать, что после проведения реинжиниринга бизнес-процессов придется изменять организационную структуру хозяйствующего субъекта, так как изменятся обязанности сотрудников и характер взаимодействия структурных подразделений.

В заключение хотелось бы отметить, что в практике зарубежных организаций процедура реинжиниринга используется почти два десятка лет, в России данный подход управления сравнительно недавно стал применяться на практике, что влияет на эффективность применения реинжиниринга бизнес-процессов. Но при этом, уже есть примеры внедрения данного подхода и на омских предприятиях.

X

Закажите звонок

Наш специалист свяжется с Вами и даст подробную информацию по интересующим Вас вопросам.



09
:
00
+7(999) 999 999
9
18
Наш менеджер перезвонит вам!