Госконтроль – под контроль. Защита прав юридических лиц и ИП.

Госконтроль - под контроль. Защита прав юридических лиц и ИП.

ГОСКОНТРОЛЬ -

ПОД КОНТРОЛЬ!

29 июня 2009 года в Омском региональном бизнес-инкубаторе состоялся научно-практический семинар «Актуальные вопросы применения Федерального закона №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Научно-практический семинар был подготовлен в рамках общегородской целевой программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства города Омска на 2008 – 2010 годы».

Доцент кафедры гражданского права и процесса факультета права и экономики  ГОУ ВПО «Омская академия МВД России», Наталья Резина представила общую характеристику столь неоднозначного закона. Новый закон устанавливает четкую классификацию видов проверок. Они бывают плановые и внеплановые, документарные и выездные. При этом для каждой из них определены основания и порядок проведения. С 1 января 2010 года вступят в действия части 6 и 7 ст. 9 Закона, в соответствии с которыми Генеральная прокуратура РФ будет формировать ежегодный сводный план проведения проверок и размещать его в Интернете. Кроме того, при формировании плана Генпрокуратурой будет проводиться проверка обоснованности включения субъектов контроля в план. Существенным нововведением является положение о том, что результаты проверки, проведенной незаконно, не могут являться доказательствами нарушений, допущенных предпринимателями. Перечень грубых нарушений также установлен законом. К ним, например, относятся отсутствие оснований проведения проверки, нарушение сроков и времени проведения проверки, нарушение процедуры оформления проверки и т.п. Юридически лица и предприниматели имеют право на возмещение вреда, причиненного вследствие действий (бездействия) должностных лиц органа госконтроля, признанных в установленном законодательством Российской Федерации порядке неправомерными. Более того, вред, причиненный юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям вследствие действий (бездействия) должностных лиц проверяющего органа, признанных неправомерными, подлежит возмещению за счет средств соответствующих бюджетов.

По словам Анжелики Шевелевой, доцента кафедры гражданского права и процесса факультета права и экономики  ГОУ ВПО «Омская академия МВД России», особенностью проверок, проводимых государственными инспекторами труда, является то, что они имеют право беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности. При инспекционной проверке государственный инспектор труда может по своему усмотрению уведомить о своем присутствии работодателя или его представителя. По окончании проверки в зависимости от её результатов работодатель должен осуществить следующие действия – исполнить предписания государственного инспектора труда об устранении выявленных нарушений, возложить ответственность на должностных лиц, в чьи обязанности входило исполнение требований трудового законодательства, либо обжаловать действия государственных инспекторов труда.

Подполковник милиции Елена Новикова осветила актуальные вопросы, возникающие при проведении контроля (надзора) на потребительском рынке: «Положения настоящего Закона не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов госконтроля и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов госконтроля, а также к действиям государственных органов при проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве дознания, проведении предварительного следствия, осуществлении прокурорского надзора и правосудия, проведении административного расследования, финансового контроля и финансово-бюджетного надзора, налогового контроля, валютного контроля, контроля на финансовых рынках, банковского надзора, расследовании причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний или отравлений, несчастных случаев на производстве, осуществлении государственного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации».

Итак, закон принят и уже успел принести свои плоды. Однако представители омского бизнеса не спешат высказываться, хотя волна возмущения и непонимания уже начала нарастать, что и показали результаты семинара…

Защита бизнеса от проверок

Необоснованное ограничение прав предпринимателей, создание административных барьеров предпринимательской деятельности, незаконное вмешательство в деятельность субъектов предпринимательства, возложение на предпринимателей не предусмотренных законодательством обязанностей, –  это далеко не полный перечень проблем малого и среднего бизнеса, решение которых является целью нового закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», вступившего в силу с 1 мая 2009 года. Главными новшествами Закона являются:

а) введение уведомительного порядка начала предпринимательской деятельности в некоторых сферах;

б) проведение внеплановых проверок субъектов малого бизнеса только по согласованию с органами прокуратуры Российской Федерации;

в) существенное сокращение оснований для проведения внеплановых проверок, которые могут проводиться только в случаях поступления информации от граждан, юридических лиц и предпринимателей, органов власти или СМИ о возникновении угрозы жизни или по факту причинения вреда здоровью граждан, загрязнению окружающей среды, аварийных ситуациях, а также в случаях нарушения прав потребителей (чьи права нарушены).

Новеллы Закона связаны также с установлением сроков проверок, некоторых запретов в отношении инспекторов. Например, ревизоры не вправе требовать нотариального заверения копий документов, если иное не предусмотрено законом.

Закон начал действовать совсем недавно, однако уже есть результаты его работы. Так, в «Российской газете» (Федеральный выпуск №4937 (113) от 24 июня 2009 г.) опубликована интересная статистика.  По предварительным данным, органами прокуратуры в 31 субъекте Федерации за истекший месяц рассмотрено свыше 2,3 тысяч обращений контролирующих органов о согласовании проведения проверок. При этом более чем в 40 процентах случаев прокурорами было отказано в подобном согласовании.

А в столице прокуроры и вовсе поставили рекорд, отказав в 80 процентах случаев. Прокуратурой Краснодарского края отказано в 117 запросах из 191. В Республике Карелия из 100 обращений слово «нет» прозвучало 58 раз.

Получается, что получить согласие прокурора на срочный визит к предпринимателю не так-то просто. Примерно в половине случаев инспектора получают отказ – думается, связанный с недостаточными основаниями для проведения проверок.

Олеся ФИЛИППОВА,

юрист, соискатель кафедры гражданского права ОмГУ

Поделитесь с друзьями
Похожие статьи
Омский бизнес
 Почему омскому бизнесу не страшен кризис? Журнал "Правовая гарантия" при поддержке Омской торгово-промышленной палаты обратился…
Бизнес и психология: кризис
Проснулись в другой жизни... Все в нашей жизни развивается либо эволюционным, либо революционным путем. И…
Бизнес проект
CRM-модель для поставщиков Бизнес-услуги CRM-модель – это референтное представление лучших практик ведения клиенториенированного бизнеса в…
X

Закажите звонок

Наш адвокат свяжется с Вами и даст подробную информацию по интересующим Вас вопросам.



09
:
00
+7(999) 999 999
9
18
Наш адвокат свяжется с Вами