fbpx

Медицина

ЗДОРОВЫМ БЫТЬ

НЕ ЗАПРЕТИШЬ:

ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ПРАВАХ

ПАЦИЕНТА

Здоровье – это самое дорогое удовольствие, которое мы доверяем другому человеку – врачу. Однако отношения врача и пациента – это не только вопрос доверия, но и целый комплекс правовых  аспектов. О некоторых аспектах реализации прав пациентов рассказывает доцент каф. социального права ОмГУ Наталья Александровна Соколова.

Может ли врач отказать в медицинской помощи конкретному пациенту?

В статье 41 Конституции РФ закреплено право каждого человека на медицинскую помощь. Эффективная реализация указанного положения зависит от многих факторов, в том числе от доверительных отношений, которые должны складываться между врачом и пациентом. В связи с этим возникает вопрос о том, может ли врач в силу субъективных причин (например, из-за личной неприязни) отказаться оказывать пациенту медицинскую помощь? Данный вопрос затрагивает не только правовые, но и этические аспекты деятельности медицинских работников. В соответствии со статьей 60 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан (далее – Основы) лица, окончившие высшие медицинские образовательные учреждения Российской Федерации, при получении диплома врача дают клятву врача, в соответствии с которой должны всегда быть готовыми оказать медицинскую помощь, внимательно и заботливо относиться к больному, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

За нарушение клятвы врачи подлежат привлечению к ответственности, предусмотренной законодательством РФ. Очевидно, что за невыполнение своих профессиональных обязанностей медицинский работник будет привлечен к дисциплинарной ответственности в соответствии с нормами трудового права. Более того, статья 124 Уголовного кодекса РФ предусматривает уголовную ответственность за неоказание помощи больному.

Обладает ли пациент правом самостоятельно выбрать врача?

Статья 30 Основ законодательства об охране здоровья граждан предусматривает, что пациент при обращении за медицинской помощью и ее получении имеет право на выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача, с учетом его согласия. Формулировка, избранная законодателем, означает, что в получении согласия врача на оказание помощи конкретному пациенту нет необходимости. Но врач имеет право выразить свое мнение по данному вопросу. Следует также учитывать действующий в системе оказания первичной медико-санитарной помощи участковый принцип. В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 4 августа 2006 г. «О порядке организации медицинского обслуживания населения по участковому принципу» прикрепление гражданина, проживающего вне зоны обслуживания лечебно-профилактического учреждения, к конкретному врачу возможно только в том случае, если это не приведет к увеличению нормативной численности населения на одну должность врача более, чем на 15 процентов.

 Каким образом действующее законодательство регулирует вопросы предоставления информации о состоянии здоровья пациента ему самому, его родственникам, третьим лицам?

Согласно ст. 31 Основ каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения.

Информация о состоянии здоровья гражданина предоставляется лично ему, а в отношении лиц, не достигших возраста 15 лет (в случае если несовершеннолетний болен наркоманией, этот возраст составляет 16 лет), и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, – их законным представителям лечащим врачом, заведующим отделением лечебно-профилактического учреждения или другими специалистами, принимающими непосредственное участие в обследовании и лечении.

Особо подчеркнем, что пациент имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать консультации по ней у других специалистов. По требованию гражданина ему предоставляются копии медицинских документов, отражающих состояние его здоровья, если в них не затрагиваются интересы третьей стороны.

Информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну (ст. 60 Основ). Следовательно, такая информация без согласия лица не может быть предоставлена третьим лицам, в том числе и близким родственникам пациента.

Однако действующим законодательством предусмотрены исключения из этого правила. Так, врачебная тайна может быть разглашена в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю, при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений, по запросу органов дознания и следствия и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством и в некоторых иных случаях, исчерпывающий перечень которых закреплен в части 4 ст. 61 Основ.

 Каков порядок осуществления контроля за качеством медицинской помощи? Как осуществляется экспертиза качества медицинской помощи?

Действующее законодательство не содержит легального определения понятия «качество медицинской помощи». В связи с этим вопрос о надлежащем качестве той или иной медицинской манипуляции нельзя судить однозначно. Анализ Основ показывает, что критерием качества медицинской помощи является ее соответствие стандартам медицинской помощи. В соответствии со ст. 5 Основ  федеральные органы государственной власти в области охраны здоровья (точнее, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития) организуют и осуществляют контроль за соответствием качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения. Ст. 5.1. Основ среди полномочий, переданных Российской Федерацией ее субъектам, называет осуществление контроля за соответствием качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения (за исключением контроля качества высокотехнологичной медицинской помощи, а также медицинской помощи, оказываемой в федеральных организациях здравоохранения).

Кроме этого, в Законе РФ от 28 июня 1991 г. «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» на страховые медицинские организации возложены обязанности контролировать объем, сроки и качество медицинской помощи. В рамках исполнения данной обязанности страховые медицинские организации и территориальные фонды обязательного медицинского страхования проводят экспертизу качества медицинской помощи. Эта деятельность в настоящее время регулируется приказом ФФОМС от 26 мая 2008 г. «Об организации контроля объемов и качества медицинской помощи при осуществлении обязательного медицинского страхования».

 Куда можно обратиться пациенту в случае оказания некачественной медицинской помощи? 

В соответствии со ст. 30 Основ в случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации, либо в суд. Поскольку действующее законодательство не получило развития в части установления полномочий профессиональных медицинских ассоциаций в области защиты прав пациентов, обращение в указанные организации по вопросам ненадлежащего оказания медицинской помощи представляется весьма проблематичным.

Исходя их перечисленных выше обязанностей различных субъектов по контролю за соответствием качества медицинской помощи установленным стандартам, можно сделать вывод о возможности пациентов обращаться в связи с возникшими претензиями по поводу медицинской помощи и в органы управления здравоохранением различного уровня и в страховые медицинские организации или территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

Установлены ли законодательством случаи обязательной иммунопрофилактики? Каковы последствия отказа пациента от прививки?

Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» устанавливает, что категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, указываются в национальном календаре прививок (ст. 9). Кроме того, иммунопрофилактика может проводиться по эпидемическим показаниям при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области здравоохранения. В настоящее время эти вопросы регулирует приказ Минздрава России от 27 июня 2001 г. «О национальном календаре профилактических прививок и календаре профилактических прививок по эпидемическим показаниям».

Следует помнить, что обязательная вакцинация не может быть принудительной. Право на отказ от прививок установлено в ст. 5 названного закона. Однако в том случае, если гражданин (его законный представитель) отказывается от обязательной прививки, для него могут наступить неблагоприятные правовые последствия, перечень которых также определен в ст. 5 закона. К ним относится:

- запрет для граждан на выезд в страны, пребывание в которых в соответствии с международными медико-санитарными правилами либо международными договорами Российской Федерации требует конкретных профилактических прививок;

- временный отказ в приеме граждан в образовательные и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий;

- отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

 Можно ли отказаться от обследования на ВИЧ-инфекцию?

В ст. 9 Федерального закона от 30 марта 1995 г. «О предупреждении распространения в Российской Федерации вируса иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» названы случаи обязательного медицинского обследования на ВИЧ-инфекцию.

К ним относится обязательное медицинское освидетельствование:

1) доноров крови, биологических жидкостей, органов и тканей;

2) работников отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Кроме того, в данной статье сказано, что правила обязательного медицинского освидетельствования лиц, находящихся в местах лишения свободы, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и пересматриваются не реже одного раза в пять лет.

Это означает, что, несмотря на недостатки юридической техники, выразившиеся в отсутствии прямого указания в законе на обязательность такого обследования у лиц, находящихся в местах лишения свободы, данная категория граждан также относится к субъектам, для которых освидетельствование на ВИЧ-инфекцию обязательно.

Отметим также, что для иностранных граждан и лиц без гражданства в качестве условия въезда на территорию Российской Федерации на срок свыше трех месяцев установлено предъявление сертификата об отсутствии у них ВИЧ-инфекции.

В отношении всех остальных граждан обследование на ВИЧ-инфекцию может проводиться исключительно на добровольной основе, и отказ от него не может служить, например, основанием для неоказания медицинской помощи.

Наталья Александровна Соколова,

к.ю.н., доцент каф. социального права ОмГУ

X

Закажите звонок

Наш специалист свяжется с Вами и даст подробную информацию по интересующим Вас вопросам.



09
:
00
+7(999) 999 999
9
18
Наш менеджер перезвонит вам!