fbpx

Мониторинг законодательства: август 2009

Указ Президента РФ от 19 августа 2009 г. N 950 "О внесении изменений в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325"

Одним из условий получения российского гражданства является постоянное проживание на территории России в течение 5 лет.

Для лиц, прибывших в Россию до 1 июля 2002 г. и не имеющих вида на жительство, срок проживания исчисляется со дня регистрации по месту жительства.

Срок проживания подтверждается паспортом гражданина СССР образца 1974 г. с отметкой о дате регистрации или свидетельством, выданным к документу, удостоверяющему личность иностранца, с пометкой о дате выдачи.

В соответствие с данными положениями приводится форма заявления о приеме в гражданство.

Установлено также, что при отсутствии вышеуказанных документов в заявлении можно указать дату (даты) регистрации по месту жительства и адрес, а в случае снятия с регистрационного учета – соответствующую дату (даты).

Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Постановление Правительства РФ от 12 августа 2009 г. N 663 "О некоторых вопросах обеспечения интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве"

Скорректировано Положение о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства.

Органом, уполномоченным предъявлять такие требования, по-прежнему является ФНС России.

С 5 до 15 дней увеличен срок для подачи в суд заявления о признании банкротом стратегического предприятия или организации. Этот срок начинает течь с даты принятия соответствующего решения специальной правительственной комиссией.

По запросу уполномоченного органа в судебных заседаниях по делу о банкротстве могут участвовать не только таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов, но и федеральные органы исполнительной власти, которые имеют соответствующие требования к должнику.

Аналитические и статистические отчеты, а также другая информация должны представляться ФНС России не только в регулирующий орган, но и в Минфин России. Отчеты направляются ежегодно, а иная информация – не позднее 30 дней с даты получения запроса от указанных органов.

Уведомление уполномоченного органа о решении обратиться в суд с заявлением о признании должника банкротом должно направляться, в том числе, в ФССП России.

Часть изменений носит уточняющий характер. Так, терминология, применяемая в Положении, приведена в соответствие с новой.

Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год (утв. Правительством РФ 19 июня 2009 г.)

Утверждена программа дальнейших антикризисных мер Правительства РФ на 2009 г.

Социальные обязательства государства перед населением, принятые до начала кризиса, по-прежнему будут выполняться в полном объеме. Кроме того, будет оказана поддержка гражданам и семьям, наиболее пострадавшим в период кризиса, усилена социальная защита. Предполагается обеспечить необходимые объемы и качество социальных и медицинских услуг, доступность качественных и безопасных лекарственных средств. Также запланированы мероприятия по модернизации пенсионной системы, оказанию помощи в трудоустройстве и развитию ипотечного кредитования.

Особое внимание уделено поддержке сельского хозяйства, автомобилестроения, оборонной промышленности, транспортной отрасли, лесопромышленного комплекса и металлургии. При этом Правительство РФ не планирует поддерживать неэффективные предприятия. Одновременно будут приняты меры по усилению защиты интересов частных владельцев компаний, включая миноритарных акционеров.

Внутренний спрос на российские товары в сферах жилищного строительства, развития транспортной инфраструктуры, гособоронзаказа планируется активизировать за счет спроса со стороны государства. Основной акцент при стимулировании спроса в прочих отраслях будет сделан на субсидирование процентных ставок, развитие лизинга, поддержку потребительского кредитования.

Макроэкономическая политика будет направлена на обеспечение устойчивости обменного курса рубля и снижение инфляции. Будут предприняты меры по сдерживанию роста цен на товары первой необходимости и тарифов ЖКХ, сокращению бюджетного дефицита. Планируется снизить процентные ставки и простимулировать рост сбережений населения. Кроме того, будут приняты меры по ускорению интеграционных процессов на базе СНГ, формирования Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.

Также приоритетами программы являются переход от "нефтяного" экономического роста к инновационному, дальнейшее снижение административных барьеров в бизнесе, создание мощной национальной финансовой системы.

Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 8 мая 2009 г. N 103 "Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок"

Разработаны новые критерии выявления признаков необычных сделок.

Ранее критерии и признаки содержались в рекомендациях, утвержденных приказом Комитета РФ по финансовому мониторингу от 11 августа 2003 г. N 104.

Критерии выявления и признаки необычных сделок рекомендуется учитывать при разработке правил внутреннего контроля, проводимого для противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Перечень критериев выявления необычных сделок значительно расширился.

Необычные сделки выявляются, в частности, если совершаются операции с ценными бумагами, необеспеченными активами своих эмитентов; осуществляется денежный перевод на анонимный счет за границу; выставляется немотивированное требование клиента о расторжении договора и (или) возврате уплаченных средств до фактического осуществления операции; получателем денежных средств (товаров, работ, услуг) является нерезидент, не являющийся стороной по договору (контракту) об экспорте (импорте).

Если участник операции с денежным средствами или иным имуществом зарегистрирован в государстве или на территории, предоставляющей льготный режим налогообложения, и (или) не предусматривающей раскрытие и предоставление информации при проведении этих операций, это тоже может послужить критерием выявления необычной сделки.

Обновлен перечень рекомендуемых признаков необычных сделок.

Сделка будет являться необычной если, клиент заключает договоры страхования с организациями, находящимися за пределами региона его места жительства (регистрации); лизинговые платежи вносятся по поручению лизингодателя третьим лицом; операции с одним объектом недвижимого имущества совершаются неоднократно; физическое лицо несколько раз сдает на комиссию, под залог или в скупку ювелирные изделия, в том числе имеющие товарные бирки и др.

Необычной также признается сделка, по которой драгоценные металлы продаются по цене, отклоняющейся от рыночной более чем на 20%.

Указание ЦБР от 7 августа 2009 г. N 2270-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

В пятый раз за 2009 г. понижена ставка рефинансирования Банка России. С 10 августа 2009 г. она составляет 10,75% годовых (ранее – 11% годовых).

По информации ЦБР, более осторожное снижение (на четверть процентного пункта, а не на половину, как ранее) обусловлено сближением показателей инфляции текущего и предыдущего годов. Дальнейшие шаги Банка России по снижению ставки рефинансирования будут определяться развитием инфляционных тенденций, динамикой показателей кредитной активности банковского сектора и состоянием финансовых рынков.

Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июля 2009 г. N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания"

Разъяснены некоторые неурегулированные моменты, возникающие в спорах о правах собственников объектов недвижимости (помещений) на общее имущество здания или сооружения. Отмечено, что собственнику отдельного помещения в здании во всех случаях принадлежит доля в праве общей собственности на общее имущество здания. При этом такое право общей долевой собственности принадлежит собственникам помещений в силу закона, т. е. не зависит от регистрации в ЕГРП. При переходе права собственности на помещение к новому собственнику "автоматически" переходит и доля в праве на общее имущество. Приведен примерный перечень имущества (его критерии), относимого к общему имуществу здания. Рассмотрены вопросы, связанные с определением размера долей в праве общей собственности на общее имущество. Доли определяются пропорционально площади находящихся в собственности помещений. Указан случай, при котором суд может определить иной размер доли. По соглашению всех (отдельных) собственников изменение размера долей не допускается. В то же время собственники могут установить режим использования общего имущества, в частности, отдельных общих помещений (к примеру, порядок проведения ремонта в таких помещениях, участия в расходах либо использования средств от сдачи его в аренду). Также по соглашению сособственников отдельные части здания могут передаться в пользование. Отмечены особенности заключения соответствующего договора. К нему по аналогии могут применяться нормы об аренде (включая положения об обязательности регистрации договора). Вместе с тем, лицо, использующее по договору часть здания, не являющуюся помещением, не вправе предъявлять негаторный или виндикационный иск. Затронут вопрос о последствиях принятия собственником здания решения о выделении из его состава одного или нескольких помещений. Разъяснен порядок рассмотрения споров о признании права общей долевой собственности на общее имущество, в т. ч. когда в реестр внесена запись о праве индивидуальной собственности.

Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июля 2009 г. N 58 "О некоторых вопросах, связанных с удовлетворением требований залогодержателя при банкротстве залогодателя"

Подготовка разъяснений обусловлена изменением законодательства в части, касающейся порядка реализации заложенного имущества должника. Перечислен круг вопросов, которые подлежат выяснению судами при решении вопроса о включении требования в реестр требований залоговых кредиторов. Если заложенное имущество выбыло из владения залогодателя (в т. ч. отчуждено), но право залога сохраняется, залогодержатель вправе предъявить иск непосредственно к владельцу имущества. В этом случае в установлении требований в рамках дела о банкротстве кредитору будет отказано. Общие основания для отказа в обращении взыскания на заложенное имущество, предусмотренные ГК РФ, в деле о банкротстве не применяются. Рассмотрен порядок действий в случае, если предмет залога утрачен после включения требования в реестр залоговых кредиторов, а также если кредитор первоначально не ссылался на наличие залога. Определены последствия обращения залогового кредитора с требованиями после закрытия реестра. Отмечено, что залоговые кредиторы не имеют права голоса на собраниях кредиторов в процедуре конкурсного производства. Исключительные случаи четко установлены в Законе. Заключенное после даты введения наблюдения соглашение о внесудебном порядке обращения взыскания на заложенное имущество - ничтожная сделка. Если же такое соглашение заключено после указанной даты, оно не подлежит исполнению. Разъяснены особенности обращения взыскания на заложенное имущество в ходе финансового оздоровления и внешнего управления. Указаны особенности определения порядка и условий проведения торгов по продаже заложенного имущества, вопросы распределения выручки от продажи. Так, при продаже в ходе конкурсного производства начальная продажная цена предмета залога должна указываться судом в определении. Выручка от продажи не может направляться на погашение текущих платежей и расчеты с иными кредиторами до погашения требований залогодержателя. Также рассмотрены иные вопросы, связанные с удовлетворением требований залогодержателя.

Письмо Верховного Суда РФ от 20 июля 2009 г. N 8/общ 1936

Договоры займа, заключаемые кредитными организациями с гражданами, могут содержать условие о рассмотрении возникающих споров по месту нахождения кредитной организации.

Согласно разъяснению ВС РФ в таком случае иск кредитной организации к гражданину о погашении задолженности по предоставленным кредитам подлежит рассмотрению судом, определенным условиями заключенного между ними соглашения, т. е. по месту нахождения кредитной организации.

Материал предоставлен службой правового консалтинга компании "Гарант-Энтерпрайз"

X

Закажите звонок

Наш специалист свяжется с Вами и даст подробную информацию по интересующим Вас вопросам.



09
:
00
+7(999) 999 999
9
18
Наш менеджер перезвонит вам!