Обзор проектов федерального законодательства

Обзор проектов федерального законодательства

ОБЗОР ПРОЕКТОВ

ФЕДЕРАЛЬНОГО

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Проект федерального закона № 211384-5 "Об организации торговой деятельности на потребительском рынке"

В настоящее время в российском законодательстве отсутствует надлежащее правовое регулирование торговой деятельности на потребительском рынке, что сформировало негативную практику отношений отечественного производителя продовольственных товаров и сетевых торговых организаций, ограничило возможности развития отечественного продовольственного рынка, а также влечет неконтролируемый рост цен на продовольственные товары.

Безопасность, надлежащий ассортимент и ценовая доступность продовольственных товаров, расширение российского потребительского рынка, приоритет отечественного сельскохозяйственного товаропроизводителя, развитие конкурентных условий на потребительском рынке являются целью  предлагаемого законопроектом правового регулирования.

Предмет правового регулирования законопроекта составляют отношения, связанные с организацией торговли (оптовой и розничной), общественного питания и бытового обслуживания. Юридической основной данных отношений выступают договор розничной купли-продажи, бытового подряда, оказания услуг общественного питания и бытовых услуг. Оптовая торговля является предметом законопроекта не сама по себе, а в той части, в которой товары, приобретенные у оптового продавца, в дальнейшем продаются в розницу, либо используются для оказания услуг общественного питания или работ по бытовому подряду. Организация торговой деятельности включает организацию заключения договоров розничной торговли с потребителями и организацию заключения договоров оптовой поставки (контрактации) в целях дальнейшего использования товара в розничной торговле или общественном питании. Отношения по организации розничных рынков не регулируются данным законом, поскольку существует закон "Об организации розничных рынков и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации".

Для определения посреднической функции организатора торговли на потребительском рынке в законопроекте вводится новый термин «услуги розничной торговли», под которыми понимается формирование ассортимента, приемка товаров, обеспечение хранения, предпродажной подготовки, выкладывания товаров, предложение товаров покупателю, расчет с покупателем, отпуск товаров. По терминологии законопроекта отношения сетевых торговых организаций и поставщиков являются оптовой (а не розничной) торговлей, поскольку торговая сеть покупает товар для использования его в розничной торговле.

Таким образом, законопроект устанавливает центральный субъект, именуемый организатором торговли на потребительском рынке (причем этот термин включает любого участника – от индивидуального предпринимателя до сетевой торговой организации, осуществляющего закупки товаров для последующей перепродажи потребителям, выполнения работ для потребителей или оказания услуг общественного питания). Организатором торговой деятельности по смыслу законопроекта является также и лицо, оказывающее бытовые услуги населению.

Закон устанавливает определение оптовой и розничной торговли в зависимости от того, для каких целей (использования в предпринимательской деятельности или для бытовых, семейных, домашних нужд) приобретаются товары.

Участниками отношений в сфере потребительского рынка являются: центральный субъект – организатор торговой деятельности на потребительском рынке, его «оптовый» контрагент – поставщик, и его «розничный» контрагент – потребитель.

Организатор торговой деятельности на потребительском рынке самостоятельно устанавливает цены на розничную продажу товаров, с учетом того, что Правительство РФ может регулировать максимальный размер торговой наценки на продовольственные и медицинские товары. Законопроект допускает ограничения времени работы крупных торговых объектов для защиты интересов малого бизнеса и торговых объектов, встроенных в многоквартирные дома, – для обеспечения интересов проживающих граждан.

Законопроект касается прав потребителя, перечисляя только те из них, которые являются правами потребителя в области организации торговой деятельности.

Закон устанавливает 2 вида торговых объектов – стационарные и нестационарные. Критериями деления является то, что стационарные объекты являются капитальными постоянными зданиями и строениями. Напротив, нестационарные объекты являются временными, некапитальными строениями, которые могут размещаться как непосредственно на земельных участках, так в стационарных торговых объектах.

Закрепляется полномочие Правительства устанавливать типовые договоры между поставщиками продовольственных товаров и торговыми сетями.

Регламентируется максимальная отсрочка оплаты поставленных продовольственных товаров – 3 дня для товаров, срок реализации которых составляет мене 72 часов и 10 дней – для всех иных продовольственных товаров. Срок исполнения обязательств может быть установлен законом, на что прямо указывает а. 2 п. 2 ст. 314 ГК, указывая на то, что иной срок исполнения может определяться законом.

Устанавливается норма, которая не может быть изменена договором, о том, что риск случайной гибели или случайного повреждения товаров, а также любые предпринимательские риски, связанные с реализацией продовольственных товаров, переходят на торговую сеть с момента приемки товара.

Регулирование торговой деятельности включает саморегулирование – организации в сфере торговли на потребительском рынке вправе объединяться в ассоциации и саморегулируемые организации, которые разделены по видам: в сфере оптовой торговли, в сфере розничной торговли, в сфере общественного питания, в сфере бытового обслуживания.

Допускается общественный контроль за торговой деятельностью, под которым понимается контроль со стороны организаций по защите прав потребителей.

Государственное регулирование осуществляет орган, уполномоченный в сфере нормативно-правового регулирования торговой деятельности (Министерство промышленности и торговли). Закреплена координирующая роль Министерства промышленности и торговли в сфере потребительского рынка.

Закон устанавливает особенности антимонопольного регулирования торговой деятельности, осуществляемой сетевой торговой организацией. Доминирующее положение при торговле социально-значимыми товарами должно определяться как доля в 25 % от общего объема реализованных или приобретенных продовольственных или медицинских товаров в денежном выражении за предыдущий год в границах городского округа или муниципального района, а также городов федерального значения Москва и Санкт-Петербург.

Законопроект устанавливает также необходимость лицензирования, сертификации отдельных видов товаров.

Проект федерального закона № 211568-5 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

Настоящий законопроект разработан в целях поддержки малого и среднего предпринимательства в период экономического кризиса, а также в целях устранения внутренних противоречий, содержащихся в Налоговом кодексе Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом № 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" статья 161 Налогового кодекса была дополнена пунктом 3, согласно которому с 1 января 2009 года цена имущества государственной и муниципальной казны при его реализации государственными или муниципальными органами власти должна быть увеличена на сумму НДС. Ранее такой нормы в Налоговом кодексе не было. Таким образом, предоставляя малому и среднему предпринимательству право выкупа арендуемого ими имущества и позиционируя эту норму как направленную на поддержку малого предпринимательства, Правительство РФ в то же время ввело новый налог, который существенно увеличивает стоимость выкупаемого имущества. Следует отметить, что Федеральный закон № 224-ФЗ заявлен Правительством РФ как антикризисный, что не соответствует его сути, так как он увеличивает налоговое бремя, возлагаемое на субъектов малого и среднего предпринимательства при реализации ими преимущественного права на приобретение арендуемого государственного или муниципального имущества.

В то же время механизм реализации данной меры не продуман и противоречит нормам Налогового кодекса РФ.

В соответствии с положениями ГК РФ и НК РФ определено, что:

- Налогоплательщиком признается организация и физическое лицо, на которое в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налог (ст.19 НК РФ).

- Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются, в том числе, организации и индивидуальные предприниматели (ст.143 НК РФ).

- Налоговым агентом признается лицо, на которое в соответствии с НК РФ возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов (п.1 ст.24 НК РФ).

В соответствии со ст.3 НК РФ, законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения, налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев, а также не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности. Признавая за государственными и муниципальными предприятиями право не уплачивать НДС при приватизации государственного имущества и лишая этого права субъекты малого и среднего предпринимательства, фактически происходит дискриминация по признаку формы собственности.

Таким образом, глава 21 НК РФ и изменения, внесенные в ст.161 НК РФ, устанавливают неравные условия по налогообложению для государственных и муниципальных предприятий и для остальных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, что является незаконным и противоречит основным положениям НК РФ.

На основании изложенного предлагается внести в Налоговый кодекс РФ изменения, устанавливающие, что реализация государственного и муниципального имущества субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с положениями Федерального закона № 159-ФЗ не является объектом налогообложения по НДС и не подлежит налогообложению.

Обзор проектов федерального законодательства

 Материал предоставлен службой правового консалтинга компании «Гарант-Энтерпрайз»

 Агентство правовой информации «Гарант-Энтерпрайз»

г. Омск, ул. Интернациональная, 14, к. 2.

Телефон горячей линии: 948-101,

Сайт: www.garant.ru

e-mail: info@infomsk.ru

X

Закажите звонок

Наш адвокат свяжется с Вами и даст подробную информацию по интересующим Вас вопросам.



09
:
00
+7(999) 999 999
9
18
Наш адвокат свяжется с Вами