fbpx

Осуществление государственного и муниципального контроля (надзора)

В рамках изменения концепции государственного управления сегодня изменились и подходы к осуществлению государственного и муниципального контроля (надзора) в сфере предпринимательской деятельности. С 1 мая 2009 года на территории России вступил в силу Федеральный закон № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Данным законом вводится ряд нововведений в порядке проведения проверок контролирующими органами. Большинство старых норм в новом законе получили уточнение, есть и новшества. В целом, можно сказать, что совершенствование правового регулирования системы государственного контроля и надзора нацелено на оптимизацию и развитие предпринимательского сектора в экономике нашей страны.

В соответствии с федеральным законом целью государственного контроля (надзора) является предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных нормативными правовыми актами РФ. Видами контроля является: федеральный государственный контроль (надзор); региональный государственный контроль (надзор); муниципальный контроль.

Порядок организации и проведения контроля устанавливается решениями органов власти в зависимости от его уровня (федеральный государственный, региональный государственный, муниципальный) в виде принятия соответствующих административных регламентов. Государственный и муниципальный контроль (надзор) осуществляется в следующих формах: проведение проверок, которые представляют собой совокупность мероприятий по контролю и надзору; принятие предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений; систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований; анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований.

Проверки могут быть плановые и внеплановые, которые осуществляются в форме документарной проверки или выездной. Предметом плановых проверок является соблюдение субъектом предпринимательства в процессе осуществления своей деятельности обязательных требований. Плановые проверки проводятся только в соответствии с принятым ежегодным планом проведения проверок, который должен доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальных сайтах органов власти, либо иным доступным способом.

Срок проведения каждой из проверок, не может превышать двадцать рабочих дней, за исключением субъектов малого предпринимательства, где общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год. В исключительных случаях общий срок для всех субъектов предпринимательства может быть увеличен, но только на срок, указанный в законе.

Предметом внеплановых проверок, помимо соблюдения предпринимателями обязательных требований, является проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Результаты проверки, проведенной контролирующим органом с грубым нарушением установленных законом требований, не могут являться доказательствами нарушения ими обязательных требований и подлежат отмене вышестоящим контролирующим органом или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя. Такая проверка может быть признана недействительной. К грубым нарушениям относятся:

1) отсутствие оснований проведения плановой проверки (не истекло 3 года с момента последней проверки, отсутствие проверки в плане проверок);

2) отсутствие уведомления о проведении плановой проверки (не позднее чем за 3 рабочих дня);

3) отсутствие уведомления о проведении выездной внеплановой проверки (не менее чем за 24 часа);

4) отсутствие оснований проведения внеплановой проверки;

5) отсутствие согласования с прокуратурой проведения внеплановой выездной проверки в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства;

6) нарушение сроков и времени проведения проверок в отношении субъектов малого предпринимательства;

7) проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;

8) требование документов, не относящихся к предмету проверки;

9) превышение установленных сроков проведения проверок;

10) непредставление акта проверки.

Таким образом, на сегодняшний день созданы правовые основы для развития цивилизованных отношений между властью и бизнесом. Регламентация осуществления государственного и муниципального контроля (надзора) направлена на создание государственно-партнерских отношений и конструктивного диалога между предпринимателями и контролирующими органами в целях создания и функционирования гражданского общества в России. Поэтому во избежание трудностей при взаимодействии с контролирующими органами, субъектам малого и среднего предпринимательства рекомендуется изучить данный нормативно-правовой акт.

Анжелика Шевелева,

эксперт юридической компании «Интел-сервис консалтинг», к.и.н., доцент кафедры гражданского права и процесса ГОУ ВПО «Омская академия МВД России»

X

Закажите звонок

Наш специалист свяжется с Вами и даст подробную информацию по интересующим Вас вопросам.



09
:
00
+7(999) 999 999
9
18
Наш менеджер перезвонит вам!