Защита прав потребителей. Турист защити себя сам !!!

В преддверье нового сезона актуальным становится вопрос о защите интересов туристов, которые, прежде всего, связаны с заключением договора о реализации туристского продукта.

Существует целый ряд особенностей о реализации туристского продукта, учет и соблюдение которых позволяют наиболее полно и правильно защищать права туриста.

При заключении договора о реализации туристского продукта необходимо помнить и обращать особое внимание на существенные условия договора, к которым федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 года 132-ФЗ относит:

- полное и сокращенное наименования, адрес (место нахождения), почтовый адрес и реестровый номер туроператора;

- размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора или банковской гарантии, наименование, адрес (место нахождения) и почтовый адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение;

- сведения о туристе, а также об ином заказчике и его полномочиях (если турист не является заказчиком) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта;

- общая цена туристского продукта в рублях;

- информация о потребительских свойствах туристского продукта - о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке туриста в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника, а также о дополнительных услугах;

- права, обязанности и ответственность сторон;

- условия изменения и расторжения договора;

- сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком претензий к туроператору в случае нарушения туроператором условий договора;

- сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком требований о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо требований об уплате денежной суммы по банковской гарантии, а также информация об основаниях для осуществления таких выплат по договору страхования ответственности туроператора и по банковской гарантии.

Также необходимо учитывать, что турист вправе потребовать изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили при заключении договора.

- ухудшение условий путешествия, указанных в договоре и туристской путевке;

- изменение сроков совершения путешествия;

- непредвиденный рост транспортных тарифов;

- невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (например: болезнь туриста, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства).

Иногда, в договорах отсутствует полная и достоверная информация о потребительских свойствах турпродукта, о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и пребывания там, об обычаях местного населения, о религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной, состоянии окружающей природной среды.

Кроме того, необходимо помнить, что туристические фирмы делятся на туроператоров и турагентов. Формирование туристского продукта (разрабатывается маршрут, заключаются договоры с отелями и т. п.) осуществляется исключительно туроператором, а продвижение и реализация туристского продукта (заключение договоров с туристами) – как туроператором, так и турагентом.

После заключения договора о реализации туристского продукта турфирма должна предоставить следующие документы туристу для совершения путешествия: договор, документ, подтверждающий оплату туристом тура, туристская путевка, ваучер – документ, устанавливающий право туриста на услуги, входящий в туристский продукт, и подтверждающий факт их оказания. А также, в случае необходимости, проездные документы, страховой медицинский полис (для внутреннего туризма заключение договора дополнительного медицинского страхования заключается по желанию туриста).

В случае если качество туристского продукта не соответствует, турист вправе потребовать от принимающей стороны предоставления всех услуг, входящих в туристский продукт, либо по возвращению предъявить претензию турфирме с требованием о компенсации в размере неполученных услуг, а также возмещения расходов, которые пришлось понести. Однако для предъявления претензии туристу необходимо собрать доказательства ухудшений, непредставления или некачественного представления туристских услуг: фото- и видеосъемка, акты свидетельских показаний, выездной лист с указанием причин и т. п.

Претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом и (или) иным заказчиком только туроператору в письменной форме в течение 20 дней со дня окончания действия договора, как правило, это срок, который отсчитывается со дня завершения поездки, и подлежат рассмотрению в течение 10 дней со дня получения претензий.

Претензия составляется в свободной письменной форме, в которой указывается, когда был заключен договор о реализации туристского продукта, какие туристские услуги входили в туристский продукт, в чем состоит нарушение прав туриста, какими доказательствами турист может это подтвердить и требования туриста. К претензии необходимо приложить копию договора о реализации туристского продукта, копии документов, подтверждающих некачественное оказание или неоказание туристских услуг. Если туроператор отказывается удовлетворять претензионные требования, турист вправе обратиться в суд для защиты своих прав и интересов.

Людмила КУРОЧКА, юрист

ОООО «Общество защиты прав потребителей. Недвижимость и быт»

+7(999) 999 999