
Содержание:
Иcпокон веков самым эффективным и безотказным источником пополнения государственного бюджета всегда были налоги и сборы. В настоящее время эта традиция успешно продолжает жить, принимая новые формы.
13 июня 2023 г. в Госдуму ФС РФ были внесены на обсуждение два законопроекта, содержащих ряд радикальных изменений в положения Налогового кодекса РФ, а именно:
- проект ФЗ N 379177-8, вводящий в оборот понятия налога разового характера и, как его разновидности, – налога на сверхприбыль;
- проект ФЗ N 379248-8, детально регламентирующий размер данного налога, определяющий налогооблагаемой базы и устанавливающий круг налогоплательщиков.
«Разовый» налог – что это?
Налог разового характера – это налог, устанавливаемый в упрощенном порядке и подлежащий взысканию однократно. Предполагается, что устанавливаться так называемые «чрезвычайные» налоги будут специальными федеральными законами. В качестве первого в российском праве федерального налога разового характера законотворцы предлагают установить налог на сверхприбыль. Размер данного налога составляет 10 % от сверхприбыли, полученной организациями за конкретный период времени.
Что считается сверхприбылью?
По общим правилам, сверхприбыль определяется законодателем как превышение средней величины прибыли за 2021 и 2022 гг. над средней величиной прибыли за 2018 и 2019 гг. При этом, если такое превышение составляет не более 1 миллиарда рублей или вообще отсутствует, то налоговая база приравнивается к нулю.
На чьи плечи ляжет бремя уплаты налога на сверхприбыль?
Плательщиками нового налога будут выступать российские организации, а также иностранные компании, как являющиеся налоговыми резидентами РФ, так и осуществляющие свою деятельность на территории РФ через постоянные представительства.
Важно отметить, что в законопроекте из этого перечня есть ряд исключений. Например, если организация впервые создана после 01.01.2023 г., или признана субъектом малого или среднего предпринимательства по состоянию на 31.12.2022 г., либо в течение 2022 г. осуществляла добычу, переработку и/или производство энергоносителей, либо являлась плательщиком ЕСХН непрерывно с 01.01.2018 г. по 31.12.2022 г., то платить налог на сверхприбыль такая организация не будет.
19 июля 2023 г. Правительство РФ одобрило поправки, расширяющие перечень организаций, не подпадающих под обязанность уплаты налога на сверхприбыль, а именно, в их число включены:
- застройщики, не выплачивавшие дивиденды в 2021 и 2022 гг., и работающие с эскроу-счетами;
- кредитные и финансовые организации, в которых действуют меры предупреждения банкротства;
- компании, у которых отсутствовала выручка от реализации в 2018 и 2019 гг.
Кроме того, вынесены на обсуждение поправки, устанавливающие некоторые послабления при расчете налога для организаций, прибыль которых в 2022 г. уменьшилась более чем в два раза по сравнению с финансовыми результатами 2021 г.
Согласно обсуждаемым законопроектам, налогоплательщикам дана возможность в период с 01.10.2023 г. по 30.11.2023 г. уплатить в любом размере обеспечительный платеж, который впоследствии при уплате налога выступит в качестве налогового вычета. Соответствующую декларацию организации обязаны подать в ИФНС в срок до 25.01.2024 г.
Сумма налога на сверхприбыль рассчитывается организациями самостоятельно и подлежит уплате не позднее 28.01.2024 г.