Длительное время в нашей стране идет борьба с нарушителями правопорядка, использующими в своей неправомерной деятельности современные средства связи: интернет и мобильную связь. В первую очередь, речь идет о распространителях ложной информации о готовящихся террористических актах и хитроумных мошенниках. Два последних месяца выдались особо показательными в плане разработки и применения новых мер противодействия таким нарушителям.
21 сентября 2023 года Госдума направила в Совет Федерации законопроект № 254008-8 «О внесении изменений в статьи 333.33 и 333.40 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части изменения размера государственной пошлины)». Казалось бы, что общего между Налоговым кодексом и телефонной преступностью? Предлагаем разобраться в этом вопросе, а также узнать, какие еще мероприятия, направленные на пресечение активности телефонных террористов и мошенников осуществляются в настоящее время на федеральном уровне.
Содержание:
- Поправки в Налоговый кодекс РФ
- Запрет на использование виртуальных телефонных номеров
- Мероприятия по выявлению и отключению "серых" SIM-карт
Поправки в Налоговый кодекс РФ
21 сентября 2023 года Госдума приняла закон «О внесении изменений в статьи 333.33 и 333.40 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Данным законом повышен размер госпошлины, которая подлежит уплате операторами связи за оформление лицензии на оказание услуг связи. В виду имеются те услуги, для оказания которых обязательно использование специального оборудования, обеспечивающего техническую возможность проведения оперативно-розыскных мероприятий. Размер госпошлины увеличен более чем в 130 раз - с 7 500 до 1 000 000 рублей.
Оборудование системы оперативно-розыскных мероприятий (кратко – СОРМ) позволяет выборочно контролировать прослушиваемую информацию и следить за пользователями интернета (в том числе за их трафиком). Определенные модификации СОРМ позволяют формировать о пользователе виртуальное досье, в котором будет собираться и храниться информация о нем. По запросу правоохранительных органов сведения из досье будут предоставляться им операторами связи, что позволит эффективно привлекать к ответственности правонарушителей.
Согласно положениям Федерального закона «О связи» от 07 июля 2003 года № 126-ФЗ, подключать СОРМ к своей сети обязаны операторы сотовой связи и интернет-провайдеры. Стоимость установки такого оборудования колеблется от 2 000 000 до 7 500 000 рублей, в связи с чем операторы частенько уклоняются от внедрения средств СОРМ. Кроме того, специалисты в области СОРМ указывают, что эта система способна заметно замедлить передачу данных, в результате чего снизится качество услуг сотового оператора или провайдера. Более того, значительных финансовых затрат потребуют не только приобретение и установка оборудования, но и его настройка, ежегодное обслуживание, покупка дополнительного оборудования и обучение персонала.
Операторам-новичкам на рынке услуг связи предоставлено право в первые 3 года своей деятельности арендовать соответствующее оборудование. Недобросовестные операторы связи пользуются этим правом неоднократно: по истечении данного периода они добровольно прекращают действие лицензии, после чего оформляют новую лицензию, заплатив всего 7 500 рублей госпошлины, и получают возможность снова взять средства СОРМ в аренду. Такая схема реализуется и для того, чтобы уйти от административной ответственности за несоблюдение требований по внедрению СОРМ, предусмотренной ст. 13.46 КоАП РФ, и не оплачивать большой штраф.
Новые правила направлены на то, чтобы сделать соразмерными госпошлину за получение лицензии и стоимость подключения оборудования СОРМ, а также размер штрафов за нарушения в области внедрения СОРМ.
По мнению законодателя, такие меры приведут «к сокращению недобросовестных операторов связи, а также повышению эффективности выполнения требований законодательства об обеспечении СОРМ со стороны операторов связи, мотивированных на качественную и добросовестную работу».
Увеличенный размер госпошлины должен стимулировать операторов приобретать и устанавливать оборудование СОРМ раз и навсегда, не злоупотребляя правом, и обеспечивать его надлежащее функционирование.
Обновленные положения Налогового кодекса РФ начнут действовать с 1 января 2024 года.
Запрет на использование виртуальных телефонных номеров
Начать тотальную блокировку виртуальных номеров и прекратить их дальнейшее распространение Правительство РФ запланировало на 1 сентября 2024 года.
Виртуальный телефонный номер – это некий «облачный» номер, предоставляемый оператором связи без его привязки к конкретному лицу или адресу. Такие номера содержат DEF-код (то есть первые три цифры номера, например, 965, 903 и т.п.), который присваивается, чаще всего, по обозначению оператора связи, выдавшего номер, но только не по географическому признаку, что не позволяет вычислить, в каком именно регионе действует номер. Работают такие виртуальные номера через специальные приложения на смартфоне, планшете или компьютере с использованием интернета. Мошенники и телефонные террористы для большей анонимности обзаводятся виртуальными номерами зарубежных операторов, что фактически делает их неуловимыми.
На виртуальные номера регистрируются ложные аккаунты в соцсетях и мессенджерах, используемые затем для обмана доверчивых граждан в целях получения от них денег. С таких же номеров производятся звонки-пустышки о заминировании школ, институтов, торговых центров, вокзалов и прочих многолюдных и социально значимых объектов.
Лишение злоумышленников возможности использовать виртуальные номера поможет значительно снизить уровень подобной преступности.
Мероприятия по выявлению и отключению "серых" SIM-карт
В августе 2023 года по России прокатилась волна проверок и блокировок SIM-карт, оформленных «инкогнито», то есть без предъявления их владельцами документов, удостоверяющих личность, а также зарегистрированных на третьих лиц. Несмотря на положения ФЗ «О связи», пути для обхода требований об обязательной идентификации абонентов все же имеются, и не всегда ими пользуются умышленно. Например, в случаях предоставления сотрудникам корпоративного телефона с номером, не зарегистрированным на данного человека.
Незаконная реализация «левых» сим-карт продолжается и в настоящее время: «симку» без регистрации можно приобрести на вокзалах, у нелегальных уличных торговцев или получить при их бесплатной раздаче в многолюдных местах.
По состоянию на август 2023 года количество работающих «серых» SIM-карт насчитывало порядка 7 миллионов. Это примерно в 1,5 раза меньше, чем пару лет назад, но все равно недопустимо. По имеющимся сведениям, около 5 % таких номеров приобретены для использования с противоправными целями.
Проверка операторами сотовой связи личных данных абонентов началась по указанию Роскомнадзора еще за несколько месяцев до принятия августовских радикальных мер – в апреле 2023 года. В случае отсутствия паспортных данных или их неактуальности абонентам было предложено исправить ситуацию и передать свои реальные данные оператору. Отметим, что актуализировать свои персональные данные можно лично в салоне сотовой связи либо с помощью ЕСИА.
В августе 2023 года Роскомнадзор выставил сотовым операторам требования о блокировке телефонных номеров, если их владельцы не предоставят свои актуальные данные в течение 2 недель после их уведомления.
Операторы связи принялись беспрекословно выполнять требования Роскомнадзора, тем более что штраф для организаций-операторов связи за каждый функционирующий «серый» номер составляет от 300 000 до 500 000 рублей (ст. 13.29 КоАП РФ).
Подводя итоги, можно отметить многообразие мер, принимаемых федеральными органами и службами для того, чтобы снизить преступность, основанную на использовании средств связи. В то же время, применяемые меры, среди которых устранение анонимных номеров, установление прочной связи между номером телефона и личностью пользователя (не без повсеместного задействования ЕСИА и биометрии), внедрение спецсредств для прослушки и цифровой слежки за абонентами, невольно порождают сомнения относительно того, имеют ли они своей истинной целью обеспечение безопасности государства и его населения, или же есть иные глубоко сокрытые мотивы для контроля над обществом, члены которого основательно укоренились во всемирной паутине и уже не желают существовать отдельно от сотовой связи и интернета.