info@sibadvokat.ru 8 800-600-44-35

Правительство совершенствует закон о противодействии отмыванию преступных доходов

Правительство РФ разработало новые правовые механизмы для повышения эффективности мер по борьбе с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма.

С этой целью 27 октября 2023 года в Госдуму поступил законопроект «О внесении изменений в статьи 7.1 и 8 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Основы законодательства Российской Федерации о нотариате».

popravki-v-zakon-o-protivodejstvii-otmyvaniju-dohodov

Содержание:

 

  1. Основные положения законопроекта
  2. Актуальность принятия поправок

 

 

 

Основные положения законопроекта

 

 

  1. Законопроект пополнил ряды лиц, обязанных проводить антиотмывочные меры при осуществлении своей деятельности, индивидуальными аудиторами и аудиторскими организациями (далее – аудиторы).

  2. Данным проектом уточнены гарантии соблюдения прав адвокатов, нотариусов и аудиторов при реализации ими антиотмывочных мер. В частности, на сотрудников Росфинмониторинга возложена обязанности хранить профессиональную тайну, к сведениям которой они допущены (соответственно, адвокатскую, нотариальную, аудиторскую).

  3. Расширены случаи, при которых нотариусы обязаны проявлять бдительность, а также сигнализировать Росфинмониторингу о подозрительных операциях.

    По действующему законодательству, адвокаты и нотариусы обязаны оценивать своих клиентов на предмет риска совершения ими подозрительных операций, формировать сведения о них и в случае выявления риска высокой степени применять к таким клиентам установленные законом предупредительные меры: от срочного уведомления Росфинмониторинга о возможной подозрительной операции до замораживания денежных средств или имущества подозрительного субъекта.

    Перечисленные обязанности носят не тотальный характер, а исполняются только в тех случаях, если адвокат или нотариус имеют отношение к следующим операциям клиента:

    • подготовка или проведение сделок с недвижимостью;
    • управление активами клиента (деньгами, акциями, иными ценными бумагами или имуществом);
    • управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг клиента;
    • привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
    • создание юрлиц и иностранных структур без образования юрлица, обеспечение их деятельности или управления ими;
    • купля-продажа вышеуказанных юрлиц и иностранных структур.

    Законопроектом предложено расширить перечень нотариальных действий, при совершении которых нотариусу следует выявлять подозрительные операции своих клиентов.

    Так, с особенным вниманием нотариусу следует относиться к действиям клиентов при:

    • удостоверении сделок;
    • депонировании денежных средств или ценных бумаг;
    • совершении исполнительных надписей;
    • оказании нотариальных услуг в рамках увеличения уставного капитала общества с ограниченной ответственностью во исполнение договора конвертируемого займа.

  4. Проект закона уточняет, что адвокаты могут замораживать активы клиентов, если они готовят или осуществляют операции с денежными средствами либо другим имуществом клиента, а нотариусы – еще и при депонировании денег или ценных бумаг.

  5. Установлена обязанность адвокатов и нотариусов предоставлять запрашиваемую Росфинмониторингом информацию о своих клиентах и совершенных ими операциях из числа ранее перечисленных.

    Дополнительно на нотариуса возложена обязанность предоставлять сведения о совершении исполнительных надписей и удостоверении медиативных соглашений по запросу Росфинмониторинга в рамках проведения им проверок.

    Аудиторы тоже обязаны отвечать на запросы Росфинмониторинга и предоставлять требуемые сведения.

  6. Предлагается обязать нотариуса сообщать в Росфинмониторинг о каждом факте отказа в совершении нотариального действия по причине наличия у нотариуса подозрений относительно законности операций клиента.

  7. Корреспондирующие поправки планируется внести в Основы законодательства РФ о нотариате – центральный нормативно-правовой акт, регламентирующий профессиональную деятельность нотариусов.

    Согласно действующим нормам, квалифицировав действия клиента как подозрительные с точки зрения антиотмывочного закона, нотариус не имеет законных оснований отказать в совершении нотариального действия для такого клиента. Исключение составляют лишь случаи совершения исполнительных надписей. Законопроект дает нотариусам право отказать в совершении любого из вышеперечисленных нотариальных действий, если он заподозрит клиента в использовании своих услуг для отмывания преступных доходов либо финансирования терроризма.

  8. Для вступления в силу указанного закона установлен отложенный срок – 180 дней после опубликования.

 

 

 

Актуальность принятия поправок

 

 

Очевидно, что основной упор законопроект делает на совершенствование деятельности нотариусов по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем. Это связано с тем, что распространение получили схемы отмывания денег, основанные на нотариальных исполнительных надписях.

Напомним, что суть исполнительной надписи – это принудительное взыскание денежных средств или имущества во исполнение обязательств должника (в основном, по нотариально удостоверенным сделкам). Справедливости ради важно уточнить, что порядок совершения исполнительных надписей крайне формализован, а соблюсти установленные законом формальности злоумышленникам совсем несложно, особенно если должник и кредитор изначально находятся в сговоре в целях отмывания денег. В подавляющем большинстве случаев нотариус оказывается жертвой такой преступной схемы, так как с первого раза может не заподозрить клиента в преступном умысле. Отказать в совершении нотариального действия, руководствуясь лишь собственной интуицией, закон не позволяет – для этого должны быть достаточные основания. Но таких оснований формально может не быть. Одновременно, за незаконный отказ в совершении нотариального действия предусмотрена гражданская ответственность нотариуса, в том числе в форме возмещения убытков, понесенных клиентом в результате такого отказа. Таким образом, проблема использования исполнительных надписей в легализации преступных доходов намного глубже, чем кажется на первый взгляд, и уходит корнями в недоработки правового регулирования самого процесса их оформления.

В пояснительной записке отмечено, что только за 2023 год банки пресекли незаконное списание по исполнительным надписям денег со счетов на общую сумму 2,6 миллиарда рублей. Такое положение дел свидетельствует о недостаточной эффективности антилегализационного законодательства и установленных им мер противодействия, требует их усовершенствования и укрепления.

Возложение же на аудиторов новых обязанностей является ожидаемой формальностью, так как, по информации Правительства РФ, они и сейчас фактически включены в антиотмывочную систему.  

 

«Предлагаемые изменения позволят повысить эффективность национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» – пояснило Правительство РФ.

Текст законопроекта № 471060-8 «О внесении изменений в статьи 7.1 и 8 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» размещен на информационном ресурсе Госдумы СОЗД ГАС «Законотворчество».    

 

Екатерина Краснова
Екатерина Краснова

Автор журнала «Правовая Гарантия»

Поделитесь с друзьями