26 июля 2023 г. в Государственную Думу ФС РФ поступил проект № 410091-8 Федерального закона «О внесении изменения в статью 55 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Статья 55 названного закона регламентирует общие положения применения вспомогательных репродуктивных технологий, в том числе вопросы суррогатного материнства.
Вносимые поправки направлены на предоставление потенциальным родителям более широких возможностей при попытках родить свое собственное чадо. Не даром говорят, что на войне все средства хороши, и борьба за продолжение рода не стала исключением.

Содержание:
Основные положения законопроекта
Указанный проект предлагает внести в часть 9 статьи 55 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. изменения, согласно которым прибегнуть к услугам суррогатной мамы смогут:
⁃ родители, состоящие в браке друг с другом, и половые клетки которых использовались для оплодотворения;
⁃ родители, состоящие в браке друг с другом, и половые клетки только одного из которых были использованы при оплодотворении, если в соответствии с медицинским заключением использование половых клеток второго супруга невозможно;
⁃ одинокая женщина, половые клетки которой использовались для оплодотворения. Главным условием для всех трех ситуаций обращения за помощью к суррогатной матери обязательно выступает невозможность для супругов или одинокой женщины по медицинским показаниям самостоятельно выносить и родить ребенка.
Согласно действующим нормам, супружеские пары, в которых один из партнеров не может предоставить пригодные для оплодотворения половые клетки, лишены возможности воспользоваться плодами суррогатного материнства.
Вызывает сомнения, что такой пробел в правовом регулировании останавливает людей, яростно стремящихся к заветной цели. Если в нашей стране не удастся нелегально воспользоваться услугами суррогатной матери, то ничто не помешает сделать это где-нибудь за рубежом. В таком случае велики риски неблагоприятных последствий как для потенциальных родителей, так и для суррогатной мамы, и, естественно, для малыша.
Предлагаемые поправки смогут привлечь большее количество потенциальных родителей к использованию услуг эффективно функционирующего в России института суррогатного материнства, с возможностью выбора в качестве суррогатной матери здоровой и надежной молодой женщины, отвечающей всем требованиям законодательства об охране здоровья, и включенной в программу суррогатного материнства.
Очевидно, что законопроект несет благие идеи и предлагаемые изменения смогут подарить бесплодным супругам надежду на долгожданное пополнение в семье.
И все же остается еще как минимум один пробел в правовом регулировании института суррогатного материнства. Законом не регламентирована возможность для одиноких отцов воспользоваться помощью суррогатной матери. Случаев обращения мужчин за медицинскими услугами в виде суррогатного материнства немного, но они есть. Данный вопрос поднимался неоднократно, в том числе в медицинской литературе, но так и не был решен. Нередко отсутствие у одинокого мужчины шанса обрести ребенка расценивается даже как способ лишить однополые пары возможности завести детей.
В Российском праве действует общедозволительный принцип правового регулирования, который сводится к формуле «разрешено всё, что прямо не запрещено». Хотя прямого запрета на суррогатное рождение ребенка для отца-одиночки закон не содержит, но свидетельство о рождении такой отец получить в обычном порядке в органах ЗАГСа не сможет.
В связи с этим имели место прецеденты, когда суд удовлетворял требования одинокого мужчины и признавал его единственным родителем ребенка, рожденного вне брака суррогатной матерью (например, решение Смольнинского районного суда г. Санкт-Петербурга от 4 марта 2011 г. по делу № 2-1601/11). Принимая решение, суд исходил из конституционной нормы, провозгласившей равенство мужчин и женщин в правах, свободах и возможностях для их реализации (ч. 3 ст. 19 Конституции РФ).
Кроме того, по мнению суда, отказ в регистрации рождения ребенка является незаконным, нарушающим права и законные интересы новорожденного ребенка.
Данная проблема не будет решена до тех пор, пока закон не разрешит мужчине пользоваться услугами суррогатной матери, либо не наложит прямой недвусмысленный запрет.
Когда закон вступит в силу?
Специальных сроков вступления в силу поправок законопроект не устанавливает. Соответственно, в случае принятия закона он вступит в силу по истечении 10 дней со дня его опубликования.