info@sibadvokat.ru 8 800-600-44-35

Что такое дачная амнистия

что такое дачная амнистия

Оформление в собственность частного жилого дома или дачного домика – процедура, обычно осуществляемая гражданами в ходе приведения в порядок документов на свое недвижимое имущество.

Как правило, свои дома граждане оформляют одновременно с землей, на которых возведены жилые строения, и межеванием своей земли.

Однако между процедурами оформления прав на земельные участки и объекты капитального строительства имеется ряд различий.

Дачная амнистия - упрощенный порядок

Дачная амнистия представляет собой упрощенный порядок регистрации права собственности на жилые дома и дачные домики без права регистрации проживания, но не на земельные участки.

Конечным результатом при этом становится получение в Росреестре свидетельства о государственной регистрации права собственности на дом или дачу.

Для оформления в собственность частных жилых домов и дачных домиков без права регистрации проживания не требуется получение разрешения на строительство и разрешения на ввод в эксплуатацию: строение оформляется «на веру» в упрощенном порядке, при соблюдении одновременно нескольких условий:

  • лицо, обращающееся за государственной регистрацией права собственности, должно быть собственником земельного участка, на котором располагается постройка;
  • земельный участок, на котором находится частный жилой дом, должен располагаться в границах населенного пункта (город, поселок, село и т.д.);
  • земельный участок должен иметь определенный вид разрешенного использования: под индивидуальное жилищное строительство, для личного подсобного хозяйства, для приусадебного хозяйства;
  • дом не может состоять более чем из 3-х этажей, при этом жилая мансарда, цокольный этаж и подвал этажами не считаются;
  • общая площадь частного жилого дома или дачного домика не может превышать 1500 квадратных метров;
  • частный жилой дом должен служить для проживания (прописки) не более чем одной семьи.

Действующим законом о дачной амнистии законодатель предоставил гражданам возможность оформить в собственность дома и дачи на частных земельных участках в упрощенном порядке, минуя довольно бюрократичные процедуры получения разрешения на строительство и затем разрешения на ввод в эксплуатацию, что в настоящее время обязательно для объектов коммерческой недвижимости.

Логично воспользоваться такой юридической возможностью для того, чтобы стать полноправным собственником своего частного жилого дома либо дачного домика на приусадебном участке.

Дачная амнистия: сроки

Действие закона о дачной амнистии продлено до 1 марта 2018 года.

Времени осталось не так уж много. Поэтому мы настоятельно рекомендуем поторопиться со строительством и оформлением в собственность своих жилых домов и дачных домиков.

После указанного срока для регистрации права собственности необходимо будет представлять весь пакет разрешительной документации, что существенно усложнит предусмотренную законом о дачной амнистии упрощенную процедуру.

Как оформить землю и домик по дачной амнистии

Первый же шаг в процессе оформления на праве собственности частного жилого дома или дачного домика – это сбор комплекта документов для последующего предъявления в Росреестр с целью регистрации права собственности.

Самый важный, ключевой документ называется правоустанавливающим – документ, который и удостоверяет наличие за Вами права собственности на жилое помещение. Таким документом является, как правило, договор с прежним владельцем о купле-продаже, мене или дарении жилого помещения, свидетельство о вступлении в права наследства.

В отношении вновь построенных жилых домов правоустанавливающим документом будет являться свидетельство о праве собственности на земельный участок – в соответствии с законом о так называемой «дачной амнистии».

Закон о дачной амнистии действует до 1 марта 2018 года, он позволяет гражданам оформлять право собственности на свои частные дома и дачные домики при определенных условиях только лишь на том основании, что владелец строения является собственником соответствующего земельного участка.

Часто бывает так, что правоустанавливающие документы в порядке, но по каким-то причинам владелец жилья не подтвердил свое право собственности путем его государственной регистрации.

Иногда в таком юридическом состоянии имущество оказывается на момент смерти собственника и при открытии наследства, в результате чего бремя оформления всех прав на жилье ложится на наследников. Бывает и так, что свидетельство о праве собственности у гражданина на свое жилье имеется, но устаревшего образца, и владелец недвижимости желает его обновить.

Кадастровый паспорт необходим

Во всех подобных случаях, начиная с 2008 года, для государственной регистрации права собственности необходимо наличие кадастрового паспорта недвижимого имущества.

Если говорить простым языком, кадастровый паспорт – это документ, который определяет основные характеристики здания, строения, сооружения: тип, площадь, этажность, год постройки, материал стен и иные характеристики.

В каждом кадастровом паспорте имеется также графическое изображение объекта недвижимости и указывается его кадастровый номер.

Именно кадастровый номер определяет местоположение объекта недвижимого имущества на публичной кадастровой карте, привязывает его к единой системе координат. Таким образом, кадастровый паспорт для того или иного объекта недвижимости – практически то же самое, что и гражданский паспорт для гражданина Российской Федерации. Данный документ идентифицирует недвижимость среди всей прочей на территории нашего государства.

В конечном счете, кадастровый номер объекта недвижимости указывается на свидетельстве о праве собственности, на строке «кадастровый (или условный) номер».

Если в Вашем свидетельстве подчеркнуто слово «условный», значит, в Росреестре отсутствует информация о постановке Вашего жилья на кадастровый учет, и Вам нужно инициировать данный процесс самостоятельно. Также придется поступать в том случае, если Вы только что отстроили свой дом и желаете зарегистрировать его в Росреестре на праве собственности по дачной амнистии

Что же делать?

Для начала, в случае отсутствия кадастрового паспорта на руках, мы рекомендуем обратиться в Кадастровую палату за получением сведений о постановке частного жилого дома, дачного домика на кадастровый учет.

Сведения запрашиваются путем составления и подачи заявления, на месте оплачивается сбор в размере 350 р., срок обработки запроса занимает 5 рабочих дней.

По результатам выдается либо кадастровый паспорт дома, дачи либо уведомление об отсутствии сведений о постановке объекта недвижимости на кадастровый учет. Указанное не относится ко вновь построенным домам – по той причине, что наличие информации о них в Кадастровой палате невозможно

Отсутствие сведений о постановке недвижимости на кадастровый учет характерно, как правило, для старых домов. При отрицательном результате запроса, а также с целью постановки на учет вновь построенного жилого дома, дачного домика необходимо начинать техническую инвентаризацию объекта недвижимости. Для запуска процедуры технической инвентаризации жилого помещения нужно обращаться в бюро технической инвентаризации – БТИ, к кадастровому инженеру.

Установленная процедура такова, что сначала Вы обращаетесь к кадастровому инженеру с соответствующим запросом, вносите определенную сумму денежных средств и совместно выбираете дату осмотра Вашего дома, дачи. В установленное время является кадастровый инженер и производит необходимые замеры. По результатам технической инвентаризации Вам на руки выдается технический план объекта недвижимости, на бумажном и электронном носителях. Это и есть итог технической инвентаризации БТИ. Указанный документ содержит исчерпывающий свод сведений о Вашем частном жилом доме или дачном домике как об объекте недвижимого имущества.

Технический план на бумаге и диске подлежит передаче в Кадастровую палату. Именно на основе технического плана формируется кадастровый паспорт объекта недвижимости. Причем, обратите внимание, что производить первичную постановку на кадастровый учет может абсолютно любое лицо, и от имени собственника не требуется согласия либо доверенности. В отличие от последующего внесения изменений в кадастровую документацию, что может осуществлять только собственник либо его доверенное лицо. Через 20 рабочих дней, при отсутствии технических ошибок в плане БТИ, дом или дача ставится на кадастровый учет, заявителю на руки выдается кадастровый паспорт установленного образца. В случае, если Кадастровая палата вместо паспорта выдает уведомление о приостановке или отказе в постановке на кадастровый учет, мы настоятельно рекомендуем Вам обратиться к кадастровому инженеру, готовившему технический план, поскольку решения подобного вида Кадастровая палата выносит только в случае наличия ошибок в процессе технической инвентаризации.

Если с правоустанавливающими документами на дом, дачу и кадастровым паспортом объекта недвижимости проблем нет, можно подавать документы на государственную регистрацию права собственности. С 1 июня 2013 года Вы имеете право выбирать абсолютно любое подразделение Росреестра в границах субъекта РФ, без привязки к местонахождению Вашего дома, дачи. Советуем также воспользоваться предварительной записью на прием, данная услуга оказывается Росреестром. В зависимости от сезона и загруженности конкретного отделения, за Вами закрепляется очередь через 2 недели – 2 месяца. В этом случае Вы приходите к конкретному времени с готовым пакетом документов и не стоите в очереди.

При обычном варианте Вы должны также явиться в отделение Росреестра и сдавать документы на регистрацию в порядке живой или электронной очереди. Можете доверить эту процедуру любому лицу, однако для этого обязательно наличие нотариально удостоверенной доверенности. На регистрацию подаются правоустанавливающий документ, а также кадастровый паспорт объекта недвижимости в двух экземплярах.

Не стоит забывать, что процедура государственной регистрации права собственности предусматривает также обязательную уплату госпошлины, которая в отношении частных домов и дачных домиков составляет 1 000 р. При регистрации доли в праве общей долевой собственности госпошлина высчитывается и уплачивается в пропорциональном размере. При заполнении данных на уплату госпошлины в графе «адрес» указывайте не место своего жительства, а адрес расположения оформляемого объекта недвижимости. Таким же принципом руководствуйтесь при выборе кода ОКТМО: Вы должны указать код района местоположения дачного домика или частного жилого дома, но не места своей прописки, если, конечно, они не совпадают. Приготовьтесь также оплатить дополнительные 350 р. госпошлины, если с момента последней государственной регистрации права собственности на какой-либо объект недвижимости изменились Ваши паспортные, анкетные данные.

Свидетельство о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества может быть выдано по истечении различного периода времени, в зависимости от ряда факторов: место проживания заявителя, обременение ипотекой и др. Общий срок составляет 14 календарных дней. Через 2 недели Вы или Ваш доверитель по нотариально заверенной доверенности можете получить свидетельство о праве собственности на частный жилой дом, дачный домик. С этого момента Вы официально становитесь законным собственником своего жилья.

Юридическая компания «ЮриуС»

Читать далее:

Оформление земельного участка: порядок

Поделитесь с друзьями
Похожие статьи
Президент подписал закон о дистанционной работе
Восьмого декабря Главой Государства Владимиром Владимировичем Путиным был подписан ряд документов, которые в той или…
Какие новые законы будут приняты в 2020 году?
В 2020 году вступают в силу новые законопроекты. Сегодня я расскажу подробнее о некоторых из…
Оформление земельного участка: порядок
При оформлении земельного участка в собственность зачастую возникают вопросы, в какой орган необходимо обратится для…