Консультация эксперта. Актуально по налогам

Консультация эксперта. Актуально по налогам

АКТУАЛЬНО

ПО НАЛОГАМ

 

Организация применяет общую систему налогообложения. В безвозмездное пользование от юридического лица получено нежилое помещение. Каков порядок налогообложения безвозмездного пользования нежилыми помещениями у получателя?

 

Согласно п. 2 ст. 248 НК РФ имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги).

В соответствии с п. 8 ст. 250 НК РФ доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ, признаются внереализационными доходами.

Напомним, что Президиум ВАС РФ п. 2 Информационного письма от 22.12.2005 N 98 разъяснил, что применение п. 8 ст. 250 НК РФ не ограничено только имущественными правами, представляющими собой требования к третьим лицам. Данное положение подлежит применению также и при безвозмездном получении права пользования вещью.

Чиновники придерживаются аналогичной позиции (смотрите, например, письма Минфина России от 06.06.2006 N 03-03-04/4/100, от 19.04.2006 N 03-03-04/1/359) и настаивают на включении в состав внереализационных доходов дохода в виде безвозмездно полученного права пользования имуществом, определяемого исходя из рыночных цен на аренду идентичного имущества.

Причем, чиновники, в случае осуществления деятельности, направленной на получение доходов, в связи с использованием имущества, полученного по договорам безвозмездного пользования, признают право организации относить к расходам для целей налогообложения прибыли расходы, связанные с использованием и содержанием такого имущества, при условии соответствия таких расходов критериям, установленным ст. 252 НК РФ (письмо Минфина России от 04.04.2007 N 03-03-06/4/37).

Принцип определения дохода при безвозмездном пользовании имущества, заключающийся в его оценке, исходя из рыночных цен, содержится в п. 8 ст. 250 НК РФ: "При получении имущества (работ, услуг) безвозмездно оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 40 настоящего Кодекса, но не ниже определяемой в соответствии с настоящей главой остаточной стоимости - по амортизируемому имуществу и не ниже затрат на производство (приобретение) - по иному имуществу (выполненным работам, оказанным услугам). Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком - получателем имущества (работ, услуг) документально или путем проведения независимой оценки".

Согласно ст. 40 НК РФ, рыночной признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических условиях (п. 4 ст. 40 НК). При этом информацию о рыночных ценах следует брать исключительно из официальных источников (п. 11 ст. 40 НК), перечень которых НК РФ не устанавливает.

Специалисты главного финансового ведомства полагают, что в качестве таковых можно принимать сведения о ценах, опубликованные, в частности, в официальных изданиях органов, уполномоченных в области статистики и ценообразования (письмо Минфина России от 29.03.2007 N 03-02-07/1-144).

Специалисты финансового департамента в письме Минфина России от 01.04.2008 N 03-02-07/1-136 признали, что из-за отсутствия уточнений в НК РФ относительно того, какие именно источники принимать за официальные, их поиск и использование становятся проблематичными. При этом, если официальные источники отсутствуют, использовать метод сопоставимых рыночных цен идентичных (однородных) товаров нельзя. Если организация посчитает, что контролеры нарушили ее права, она может подать жалобу не только в вышестоящий налоговый орган, но и сразу обратиться в суд. При этом, отстаивая свои права в судебных инстанциях, налогоплательщики могут представлять любые имеющиеся у них сведения, не ограничиваясь обстоятельствами, перечисленными в п.п. 4-11 ст. 40 НК РФ.

Кроме того, документальным подтверждением могут служить также: прайс-листы фирм, оказывающих аналогичные услуги, сведения из Интернета, СМИ и т.д. Обоснование стоимости аренды с приложением такого рода документов и, соответственно, суммы внереализационного дохода можно оформить бухгалтерской справкой.

В отсутствие официальных источников информации о рыночных ценах организация вправе заказать независимую оценку.

Отметим, что даже четкое исполнение организацией требований п. 8 ст. 250 НК РФ не гарантирует отсутствия претензий со стороны проверяющих.

В этом случае инспекторы должны доказать суду правильность определения дохода по безвозмездно использованному имуществу. И не всегда им это удается. В результате суды встают на сторону налогоплательщика (смотрите, например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 16.08.2007 N А79-10780/2006, ФАС Центрального округа от 28.06.2007 N А14-13318/2006/520/24).

Но в последнее время арбитражная практика по безвозмездному пользованию имущества не в пользу налогоплательщиков (смотрите, например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 02.07.2008 N А82-11801/2007-14, ФАС западно-Сибирского округа от 11.10.2006 N Ф04-6725/2006(27205-А27-26)).

Вывод:

В налоговом учете при безвозмездном использовании имущества возникает внереализационный доход и обязанность уплаты налога на прибыль от суммы этого дохода. При этом, налогоплательщику необходимо очень тщательно подойти к методике определения дохода, полученного при безвозмездном пользовании, чтобы исключить риск судебного проигрыша.

 

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, Татьяна Каратаева

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ,

профессиональный бухгалтер Сергей Родюшкин

 

Можно ли указывать в накладных и счете-фактуре сокращенное наименование товара (услуг)? Могут ли из-за этого отказать в вычете входного НДС?

 

В соответствии с п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщикам предоставлено право уменьшить сумму НДС, начисленную к уплате в бюджет, на сумму налоговых вычетов.

По общему правилу сумма НДС принимается к вычету при соблюдении условий, перечисленных в п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ:

- приобретенные товары (работы, услуги), имущественные права предназначены для осуществления операций, облагаемых НДС (п. 2 ст. 171 НК РФ);

- товары (работы, услуги), имущественные права приняты к учету (п. 1 ст. 172 НК РФ);

- имеется надлежащим образом оформленный счет-фактура (п. 1 ст. 172 НК РФ).

Таким образом, одним из обязательных условий применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость является принятие товаров на учет (их оприходование).

Согласно требованиям, установленным ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ), все хозяйственные операции должны оформляться первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Формы указанных документов являются унифицированными и оформляются именно в том порядке, как это предусмотрено нормативными правовыми актами Госкомстата России (Росстата).

Только в случае если утвержденных унифицированных форм первичных бухгалтерских документов нет, налогоплательщик имеет право разрабатывать, утверждать и заполнять первичные бухгалтерские документы в порядке, утвержденном самостоятельно. При этом ст. 9 Закона N 129-ФЗ определен минимальный (обязательный) состав реквизитов, который должен содержать любой первичный бухгалтерский документ.

То есть, если возникает необходимость использовать типовую форму она должна быть оформлена строго в соответствии с требованиями постановления Госкомстата.

Напомним, что для принятия НДС к вычету должен быть в наличии оформленный в соответствии с налоговым законодательством счет-фактура. Согласно п. 1 ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ.

Согласно пп. 5 п. 5 ст. 169 НК РФ в счете-фактуре должны быть указаны наименование поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг).

Правилами ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС, утвержденными постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914, предусмотрено указание в счете-фактуре наименования поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг).

Отметим, что сотрудники налоговых органов считают недопустимым сокращенное наименование товаров в счете-фактуре, поэтому налоговая инспекция вправе отказать в вычете суммы НДС, если в счете-фактуре наименование товара сокращено. В то же время сотрудники Минфина России допускают указывать общепринятые сокращения, если товар можно идентифицировать.

По нашему мнению, в связи с тем, что в вышеперечисленных документах не регламентируется порядок написания наименований отгруженных товаров, можно принять к вычету НДС, имея счет-фактуру с сокращенным наименованием товаров (услуг). Данное мнение подтверждается судебной практикой.

Так в постановлениях ФАС Поволжского округа от 11.05.2004 N А72-8995/03-Кд283, ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.05.2007 N А33-30556/2005-Ф02-2286/2007, ФАС Московского округа от 24.04.2008 N КА-А41/3147-08 арбитры отметили, что если в первичных учетных документах приведены сокращенное наименование отгруженных товаров, и написание данных сокращенных наименований не является нарушением порядка составления первичных учетных документов (т.е. унифицированная форма не предусматривает обязательного полного наименования), то подобные сокращенные наименования, указанные в счетах-фактурах, не могут рассматриваться как нарушение порядка составления счетов-фактур.

Вывод:

По нашему мнению, если данные в приходной накладной совпадают с данными, указанными в счете-фактуре, Ваша организация вправе принять НДС к вычету при выполнении остальных условий ст. 171, ст. 172 НК РФ. Однако в этом случае существует риск возникновения претензий со стороны налоговых органов. Доказывать свою правоту придется в судебном порядке. Во избежание недоразумений с налоговыми органами рекомендуем обратиться к поставщику, с просьбой не сокращать наименование поставляемого товара (услуги) ни в первичных документах (накладных), ни в счетах-фактурах.

 

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ,

Татьяна Каратаева

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ,

профессиональный бухгалтер Сергей Родюшкин

 

Налоговой инспекцией доначислен ЕСН за прошлый отчетный период. Можно ли уменьшить налоговую базу при расчете налога на прибыль в текущем отчетном периоде? Надо ли сдавать уточненные декларации по налогу на прибыль или налоговая инспекция сделает корректировку сама?

 

Порядок проведения выездной налоговой проверки регламентируется ст. 89 НК РФ. Согласно п. 4 этой статьи в рамках выездной проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

С 1 января 2007 года действует новая форма акта выездной проверки, утвержденная приказом ФНС РФ от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@. Этим приказом утверждены также Требования к составлению акта выездной проверки.

Согласно Требованиям в итоговой части акта выездной проверки должны содержаться, в том числе, сведения о завышенных и заниженных суммах налога, а также предложения проверяющих об устранении выявленных нарушений. Кроме того, согласно пп. 12 п. 3 ст. 100 НК РФ в акте налоговой проверки указываются документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых. Завышение налога также является нарушением, однако, прямых указаний на необходимость отражать в акте проверки уменьшение сумм налога, нет.

Налоговые органы зачастую не отражают в акте суммы завышения начисленного и уплаченного налога, объясняя это тем, что отражение завышенных сумм начисленного и уплаченного налога не относится к обязанностям налогового органа, но правом налогоплательщика является уменьшение этих сумм (в абзаце 2 п. 1 ст. 81 НК РФ сказано, что при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию). Таким образом, если все же корректировка налога на прибыль не была произведена, Вы может заявить о ее необходимости при рассмотрении возражений по акту. Если возражения не будут учтены организация вправе сдать уточненные декларации.

Согласно 25 главе НК РФ при исчислении налога на прибыль налогоплательщики уменьшают полученные доходы на сумму произведенных расходов. В соответствии со ст. 264 НК РФ в состав расходов включаются налоги и сборы за исключением перечисленных в ст. 270 НК РФ.

В ст. 54 НК РФ говорится, что налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки. Только в случае невозможности определения конкретного периода корректируются налоговые обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки (искажения). Следовательно, доначисленная сумма ЕСН должна учитываться в том периоде, в котором совершена ошибка.

Аналогичное мнение о периоде, в котором следует корректировать налоговую базу по налогу на прибыль, изложено в письме Минфина России от 09.12.2004 N 03-03-01-04/1/174.

Что касается срока сдачи уточненных деклараций после проведения налоговой проверки, то ст. 81 НК РФ его не ограничивает, налоговый орган также не вправе отказать в регистрации декларации, даже если по ней истек срок исковой давности. Об этом сказано в письме ФНС РФ от 12.12.2006 N ЧД-6-25/1192.

Хотелось бы обратить Ваше внимание на то, что в п. 10 ст. 89 НК РФ сказано, что если в результате уточнений сумма налога уменьшается, налоговый орган вправе провести повторную выездную проверку уточняемого периода, если он находится в пределах трех лет, предшествующих году, в котором обнаружена ошибка, правда по устным разъяснениям работников ФНС РФ это не значит, что такая проверка будет проведена (смотрите, например, публикацию "Практика проведения налоговых проверок", Российский налоговый курьер, N 22, 2007), но все-таки к этому надо быть готовым.

Вывод:

При доначислении ЕСН за прошлые отчетные периоды уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль отчетного периода нельзя. Если в акте налоговой проверки или в решении по нему налоговая инспекция не отразила корректировку налога на прибыль, организации вправе сдать уточненные декларации по налогу на прибыль за те периоды, в которых ЕСН был доначислен.

 

 

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ,

член Федерации налоговых консультантов Ирина Дианская:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ,

аудитор Елена Мельникова

 

 

Консультация эксперта. Актуально по налогамМатериал подготовлен службой Правового
консалтинга компании «Гарант-Энтерпрайз»
Агентство правовой информации
«Гарант-Энтерпрайз»

г. Омск, ул. Интернациональная,14, к.2.
Телефон горячей линии: 948-101,
Сайт: www.garant.ru
e-mail: info@infomsk.ru
X

Закажите звонок

Наш адвокат свяжется с Вами и даст подробную информацию по интересующим Вас вопросам.



09
:
00
+7(999) 999 999
9
18
Наш адвокат свяжется с Вами