Минюст введет запрет на прекращение дел по исключенным из УК статьям без согласия обвиняемых

У обвиняемых по статьям, которые попали под декриминализацию, станут спрашивать, согласны ли они на прекращение уголовного дела в связи с отменой наказания за их деяния.

Проект поправок в ст. 239 и ст. 254 УПК Минюст разработал с подачи Конституционного суда, который решил дать обвинявшимся по таким статьям право на судебное разбирательство, поскольку при оправдании они вправе обжаловать сам факт привлечения их к уголовной ответственности.

Минюст хочет внести изменения в статьи 239 (прекращение уголовного дела или уголовного преследования) и 254 (прекращение уголовного дела или уголовного преследования в судебном заседании) УК. В проекте отмечается, что прекращение уголовного дела по причине принятия закона, устраняющего наказуемость инкриминируемого деяния, возможно, если обвиняемый согласен на это.

Если фигурант будет против прекращения дела, производство продолжится в обычном порядке: суд исследует доказательства и вынесет оправдательный приговор или прекратит дело, указано в пояснительной документации.

Министерство разработало поправки после решения Конституционного суда от 15 октября 2018г. Поводом для рассмотрения дела стала жалоба гражданки А. И. Тихомоловой, обвиняемой по ст. 116 УК (побои). Дело в отношении нее возбудили в 2015г., но с июля 2016г. в РФ начали действовать поправки, декриминализирующие эту статью. В августе 2016г. дело А.Тихомоловой прекратили за отсутствием состава преступления, хотя она была против и просила рассмотреть дело и вынести оправдательный приговор. Женщина настаивала, что ее права нарушили, ведь отсутствие приговора не дало ей обжаловать в суде незаконное привлечение к уголовной ответственности. КС оспоренные статьи признал соответствующими Основному закону, однако оставил для обвинявшихся по подобным статьям право на разбирательство.