info@sibadvokat.ru 8 800-600-44-35

Образовательное право: проверки Рособрнадзора

Образовательное право: проверки Рособрнадзора

Большие проблемы у образовательных организаций по всей стране начались ещё в далёком 2013-м году, после принятия Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Государство решило избавиться от «псевдовузов», торгующих дипломами и организовало проект по широкомасштабной зачистке образовательной отрасли. Принятый закон ввёл статью 93, согласно которой Рособрнадзор получил, по сути, неограниченные полномочия в области государственного контроля над образованием. Схема зачистки образовательной отрасли от «нежелательных элементов» предельно проста: Рособрнадзор приезжает с внеплановой или плановой проверкой и выдаёт организации предписание, которое та должна исполнить точно и в срок. В случае невыполнения требований данного акта контролирующий орган «перекрывает организации кислород»: запрещает приём студентов, возбуждает дело об административном правонарушении и выдаёт предписание повторно. И если ВУЗы, работающие за счёт средств бюджетов, ещё как-то могут вынести отсутствие контингента обучающихся, то для частных образовательных организаций запрет на приём может означать только одно – фактическое прекращение деятельности. В случае невыполнения повторных требований Рособрнадзора государственный орган уже издаёт распоряжение о приостановлении лицензии на образовательную деятельность. Затем, спустя немного времени после этого, направляет иск в арбитражный суд об аннулировании лицензии. Не так давно в закон об образовании были внесены поправки, позволяющие приостанавливать действие государственной аккредитации, после чего вовсе отнимать её без выдачи каких-либо предписаний. Такое нововведение позволило расправляться с ВУЗами гораздо быстрее: отсутствие аккредитации лишает выпускников возможности получить диплом государственного образца, работающие студенты теряют право на оплачиваемый отпуск, а все граждане мужского пола, подлежащие призыву, перестают иметь право на отсрочку. Практика показывает, что справиться с натиском мощной государственной машины могут лишь единицы: в судебном порядке вернуть лицензию на данный момент смогли лишь 3 образовательные организации. При этом более тысячи ВУЗов уже закрыты. Основная ошибка руководителей учебных заведений – попытка справиться с проверкой, что называется, своими силами. Но если нет соответствующего опыта, то ВУЗ, как правило, обречён: количество документов, которые необходимо предоставить в Рособрнадзор в ходе проверки, измеряется десятками тысяч страниц, по каждому нарушению, зафиксированному в акте проверки и предписании, требуется подготовить несколько отчётных документов, а для правильного их оформления требуется специалист-практик в области образовательного права, каких сейчас, по сути, практически нет. Всё осложняется тем, что даже формально правильно оформленный с юридической точки зрения документ может «не понравиться» эксперту, привлекаемому к проверке Рособрнадзором и тогда всё, пиши-пропало: неисполненное предписание и все остальные, следующие за ним, неприятные последствия. Но, как ни странно, закрываются далеко не все негосударственные ВУЗы. Другие, напротив, процветают, принимая студентов-платников из прекративших своё существование образовательных организаций. Видимо, к кому-то проверки более благосклонны, но это уже тема для иной беседы и вопрос к иным органам. За примерами «зачистки» далеко ходить не нужно – Арбитражный суд города Москвы буквально завален исками от образовательных организаций к Рособрнадзору, который, в свою очередь, регулярно направляет туда же иски об отзыве у ВУЗов лицензий. Но всё же выход есть: государственные образовательные стандарты содержат вполне определённые условия, выполнение которых – лишь дело техники. Большинство ВУЗов может позволить себе надлежащее выполнение лицензионных требований – то, что в первую очередь проверяет Рособрнадзор. Главное – не доводить до наступления непоправимых проблем, вовремя провести образовательный аудит и привести документацию в соответствие с законными требованиями ещё до начала проверки. Если же действия контролирующих органов всё же придётся обжаловать – лучше, чтобы это делал грамотный специалист, имеющий положительный опыт подобной борьбы. Тригнин Владимир Геннадьевич, адвокат Военной коллегии адвокатов

Поделитесь с друзьями