Правовая гарантиЯ – юридические услуги, услуги адвоката

Особенности трудоустройства иностранцев в России

Нестабильная экономическая, политическая и даже военная ситуация в странах бывшего Советского Союза

привела к довольно большому потоку трудовой миграции в более-менее стабильную Россию. В данной статье постараемся рассмотреть особенности трудоустройства иностранных граждан в Российской Федерации.
Начнём с первичного. Если вы трудоустраиваетесь официально, то и ваше пребывание в России должно быть официальным. То есть для начала вам нужно стать на миграционный учёт и зарегистрироваться в ФМС по месту пребывания. Далее оформление трудоустройства зависит от оснований вашего пребывания в России. Здесь важны нюансы. Если вы пребываете в стране на основании свидетельства о предоставлении временного убежища или удостоверения беженца, то никаких дополнительных разрешений на трудоустройство вам не требуется. Если вы прибыли в стандартном порядке, то для официального трудоустройства вам понадобится оформить патент на временное осуществление трудовой деятельности на территории субъекта федерации. Внимание! Патент вам нужно будет оформлять именно в том регионе, где вы планируете официально трудоустраиваться, т.к. патент даёт разрешение работать только в одном определённом регионе Российской Федерации. При трудоустройстве обращайте внимание работодателя на данный аспект. Если вы фактически будете работать, например, в Воронежской области, а компания зарегистрирована в Москве и не имеет соответствующих юридически зарегистрированных филиалов, то и принимать на работу по документам вас будут в Москве. Соответственно, патент вам придётся оформлять также в столице. По месту временного жительства (по месту пребывания) придётся регистрироваться также в Москве.
Очень важная деталь! Для оформления патента обязательно в миграционной карте в графе «цель визита» необходимо отметить «работа». Иначе вам придётся заново пересекать государственную границу для того, чтобы сменить миграционную карту на должную.
Далее перейдём непосредственно к подготовке пакета документов для оформления патента на временное осуществление трудовой деятельности. Для получения патента вам необходимо будет предоставить:
- сертификат о сдаче экзамена на знание русского языка, истории и основ законодательства Российской Федерации;
- медицинская справка об отсутствии инфекционных заболеваний и сертификат об отсутствии ВИЧ инфекции;
- полис добровольного страхования неотложной медицинской помощи (важно! именно неотложной медицинской помощи);
- нотариально заверенный перевод на русский язык документа, удостоверяющего личность (паспорта);
- копия миграционной карты;
- копия отрывной части уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания;
- фото 3х4 строго анфас, без головных уборов;
- квитанция об оплате государственной пошлины за выдачу патента. Размер государственной пошлины разный в зависимости от региона РФ.
Также при подаче документов в Федеральную миграционную службу необходимо при себе иметь оригиналы всех документов, которые подаются в копиях.
По порядку сбора документов. Разумнее всего начать именно с сертификата о сдаче экзамена на знание русского языка, истории и основ законодательства Российской Федерации. На практике получение именно этого документа занимает больше всего времени (до одного месяца). Необходимо найти высшее учебное заведение (это можно сделать легко с помощью сети интернет) которое предоставляет данную услугу, оплатить, сдать экзамен и ждать результат. Параллельно можно проходить медицинскую комиссию, т.к. по практике данная процедура также занимает немало времени.
После того как вы подадите полный пакет документов в ФМС, через 10 дней миграционная служба выдаёт вам патент. Патент выдаётся на срок от одного до двенадцати месяцев с правом продления действия данного документа на срок ещё двенадцати месяцев. После двух лет пребывания в России вам придётся покинуть государство, а повторно обратиться за оформлением нового патента вы сможете только ещё через год. Поэтому стоит заранее задуматься о продлении срока своего пребывании в России и собирать пакет документов для оформления разрешения на временное проживание, вида на жительство.
Работодатели обязаны уведомлять миграционную службу в течение трёх рабочих дней о заключении трудового договора с иностранным гражданином. Уведомление подаётся по форме, которую можно скачать на официальном сайте ФМС. Также к данному уведомлению желательно приложить заверенную копию трудового договора. Необходимо акцентировать на этом внимание вашего работодателя, так как штраф за неуведомление достигает немалых размеров. Трудовой договор заключается срочный, на срок действия патента или свидетельства о предоставлении временного убежища, удостоверения беженца. Также в последующем работодатель обязан уведомить ФМС о расторжении договора с иностранным работником в таком же порядке. Уведомления можно отправить Почтой России с описью вложения и уведомлением о вручении. Такой способ даже проще, потому что позволит избежать очередей в миграционной службе.
Отметим различия в налогообложении. Беженцы и лица, получившие временное убежище, в плане налогообложения оплаты труда приравнены к гражданам Российской Федерации. Иностранцы, получившие патент, вносят фиксированную ежемесячную плату, но при этом освобождаются от уплаты налога на доходы физических лиц.
И в завершение укажем на распространённую ошибку. Многие, трудоустроившись в России, продолжают вести свою национальную трудовую книжку. Согласно законодательству, в России признаются только трудовые книжки, формы которых утверждены в соответствии с законодательством РФ. Поэтому при первичном трудоустройстве в России необходимо заводить новую трудовую книжку российского образца.

Вадим Юрьевич Шуба,
юрисконсульт, Общество с ограниченной ответственностью «Центр юридической помощи «Ваш Юрист» (г. Ростов-на-Дону)

Exit mobile version