info@sibadvokat.ru 8 800-600-44-35

Верховный суд подтвердил законность штрафа наложенного на «Яндекс.Такси»

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда Российской Федерации разрешила непростое дело с участием известного на всю страну ООО «Яндекс.Такси».

 

яндекс такси штраф

Содержание:

  1. Фабула дела,
  2. Позиции судов,
  3. Позиция Верховного суда.

 

Фабула дела

3 февраля 2022 г. Управление Роспотребнадзора по Краснодарскому краю привлекло ООО «Яндекс.Такси» (далее по тексту – Общество) к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.7 КоАП РФ («Обман потребителей») и оштрафовало его на полмиллиона рублей.

Причиной тому послужило то, что при заказе такси через мобильное приложение пассажир не получает необходимых сведений о водителе (о наличии у него документов на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, медицинского освидетельствования), в связи с чем пассажир вводится в заблуждение относительно безопасности получаемой услуги.

 

Позиции судов

Не согласившись с постановлением Роспотребнадзора, Общество обратилось в Арбитражный суд города Москвы, который 09 июня 2022 г. принял решение о признании незаконным и отмене данного постановления. Девятый арбитражный апелляционный суди Арбитражный суд Московского округа обжалуемое решение оставили без изменений.

 

Позиция Верховного суда

  Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ в определении от 13 июля 2023 г. № 305-ЭС22-29622 (дело А40-37711/2022) оценила выводы нижестоящих судов как неправомерные, а именно:

  • Принимая решения, суды не рассматривали Общество с точки зрения его статуса как владельца агрегатора информации о товарах (услугах), который в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» обязан предоставлять пассажиру полные и достоверные сведения об услуге и исполнителе. Данные обстоятельства, по мнению Верховного суда РФ, являются существенными для верного разрешения дела.
  • При рассмотрении дела суды основывались на том, что Общество не оказывает услуг по перевозке, а лишь предоставляет сервис (включая мобильное приложение), посредством которого осуществляется прямая связь между пассажиром и перевозчиком. По мнению судов, в данной ситуации размещение сведений о водителе – обязанность непосредственно перевозчика.
  • Суды не приняли во внимание доводы органа Роспотребнадзора, согласно которым пассажир, заказывая и оплачивая услуги такси через сервисы агрегатора, предполагает, что поездка будет безопасной. Агрегатор, в свою очередь, данное мнение всячески поддерживает и не информирует, что водитель может и вовсе не иметь необходимых разрешений на пассажирские перевозки.
  • Суды сделали вывод об отсутствии состава правонарушения со стороны Общества, основываясь на обстоятельствах, не имеющих отношение к предмету спора, так как посчитали, что Общество было наказано не за отсутствие информации о водителях, аза неосуществление им проверок наличия у водителей соответствующих разрешений.

Сделав обоснованное заключение о том, что нижестоящие суды принимали решения, не установив обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела, Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ отменила все обжалуемые судебные акты и направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

 

 

 

Екатерина Краснова
Екатерина Краснова

Автор журнала «Правовая Гарантия»

Поделитесь с друзьями