info@sibadvokat.ru 8 800-600-44-35

Меры соцподдержки жертв терактов в России предложено конкретизировать

25 марта 2024 года под влиянием произошедших накануне трагических событий депутат Госдумы Оксана Генриховна Дмитриева внесла на рассмотрение нижней палаты парламента законопроект «О социальной поддержке граждан, пострадавших в результате террористических актов и чрезвычайных ситуаций» (№ 584112-8).

mery-socpodderzhki-zhertv-teraktov-v-rossii-mogut-uzakonit

Содержание:

 

  1. Основные положения законопроекта
  2. Причины разработки законопроекта

 

 

 

Основные положения законопроекта

 

Автор проекта предлагает уточнить меры поддержки, оказываемой государством лицам, пострадавшим в ЧС и в результате актов терроризма, и членам их семей.

Перечень мер разнообразный – от единовременных и периодических денежных выплат семьям жертв терактов в России и пострадавших при ЧС, до предоставления их детям возможности перейти с договорной на бюджетную форму обучения в колледже или ВУЗе.

 

Объем оказываемой поддержки предполагается поставить в зависимость от степени вреда жизни и здоровью, причиненного жертве теракта или чрезвычайной ситуации.

 

1) В случае гибели гражданина:

  1. Его семье предложено выплатить единовременно сумму, равную 120-ти среднемесячным зарплатам по стране за предыдущий месяц.
  2. Семьям погибших предлагается дополнительно к пенсии по потере кормильца выплачивать ежемесячную выплату, равную двум пенсиям по потере кормильца.
  3. Детей лиц, погибших в теракте или ЧС, предложено приравнивать по статусу к детям-сиротам и предоставлять им полный набор соответствующих льгот.
  4. За счет бюджета компенсируются затраты, связанные с транспортировкой и погребением тел погибших.

 

2) При нахождении пострадавшего в крайне тяжелом состоянии единовременная выплата будет равна 30-ти среднемесячным зарплатам по стране, в тяжелом состоянии – 25-ти зарплатам, в состоянии средней степени тяжести – 15-ти, а при легкой степени тяжести – 10-ти.

 

3) Отдельно в законопроекте регламентированы меры поддержки, предназначенные для лиц, получивших инвалидность в результате теракта или ЧС:

  1. при I группе инвалидности – единовременная выплата в размере 120-ти среднемесячных зарплат по стране и пожизненная ежемесячная индексируемая соцвыплата в размере четырех социальных пенсий по России;
  2. при II группе инвалидности – единовременная выплата в размере 80-ти среднемесячных зарплат по стране и пожизненная ежемесячная индексируемая соцвыплата в размере трех социальных пенсий по России;
  3. при III группе инвалидности – единовременная выплата в размере 50-ти среднемесячных зарплат по стране и пожизненная ежемесячная индексируемая соцвыплата в размере одной социальной пенсии по России.

 

 

4) Законопроектом предложено также обеспечить поддержкой пострадавших, хотя и не ставших инвалидами, но получивших стойкое нарушение здоровья и основных функций жизнедеятельности. Такие граждане смогут рассчитывать на единовременную выплату в размере 35-ти среднемесячных зарплат по стране и пожизненную ежемесячную индексируемую соцвыплату в размере одной социальной пенсии по России.

 

5) Помимо финансовой помощи, предлагается обеспечить в случае необходимости пострадавшим оплату профессиональной переподготовки, психологической реабилитации, а инвалидам любой группы и детям инвалидов I и II группы – предоставить некоторые преференции при получении образования.  

 

6) Кроме того, семьям погибших и пострадавшим, ставшим инвалидами I или II группы, законопроект предлагает гарантировать право на внеочередное получения жилья, если они состояли на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

 

Право на получение вышеперечисленных выплат не зависит от уровня доходов или факта трудоустройства их получателя. Финансироваться реализация вышеуказанных мер будет предположительно из средств Резервного фонда Правительства РФ. По подсчетам автора проекта, только на единовременные выплаты уйдет порядка полутора миллиардов рублей. 

 

В случае принятия закона его положения будут распространяться и на пострадавших в теракте, произошедшем 22 марта 2024 года.

 

 

Причины разработки законопроекта

 

Автор инициативы обратила внимание, что чрезвычайные ситуации и теракты происходят регулярно раз в несколько лет, и рассчитала вероятность наступления ЧС в каждом году – 41 %. Одновременно она указала, что конкретные размеры социальной помощи жертвам ЧС и терактов, ее виды и формы в настоящее время не установлены законом. Практика выстроена таким образом, что по каждому случаю теракта или ЧС принимается отдельный нормативный правовой акт государственного или регионального масштаба.

В пояснительной записке отмечено, что неполнота правового регулирования в данной сфере сопровождается отсутствием специальной статьи расходов в бюджете и создает для работников соцслужб ряд проблем.

«Когда нет законодательных оснований, решение этих проблем в индивидуальном порядке в виде исключения достаточно сложно с точки зрения администрирования и не всегда приводит к положительному результату», – считает депутат.

По мнению автора проекта, представленный законопроект сможет разрешить назревшие проблемы.

 

 

Текст законопроекта № 584112-8 «О социальной поддержке граждан, пострадавших в результате террористических актов и чрезвычайных ситуаций» размещен на информационном ресурсе Госдумы СОЗД ГАС «Законотворчество».

 

 

 

Екатерина Краснова
Екатерина Краснова

Автор журнала «Правовая Гарантия»

Поделитесь с друзьями