12 марта 2024 года российские парламентарии представили законопроект, вносящий изменения в статью 5 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Проект закона зарегистрирован Госдумой 12 марта 2024 года под № 573220-8.
Содержание:
Основные положения законопроекта
Законопроектом предусмотрено внесение поправок в пункт 3.4 части 1 статьи 5 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» № 381-ФЗ от 28 декабря 2009 года.
Авторы инициативы, среди которых представители фракции ЛДПР и сенатор Е.В. Афанасьева, предлагают не уничтожать выявленные немаркированные товары. Вместо этого они рекомендуют производить переработку изъятой из оборота контрафактной продукции, после чего использовать ее для удовлетворения государственных и муниципальных нужд.
Порядок изъятия таких товаров из оборота и последующей их переработки предложено возложить на Правительство РФ.
Напомним, что в соответствии с положениями Распоряжения Правительства РФ № 792-р от 28 апреля 2018 года, утвердившего список товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, к таковым относятся, например:
- различные предметы одежды из кожи и трикотажа (включая платья, юбки, рубашки, блузы, пиджаки, пижамы, костюмы и т.д.), в том числе детская одежда;
- верхняя одежа (куртки, плащи, пальто, шубы и т.п.) и обувь;
- разнообразные головные уборы;
- постельное белье;
- молочная продукция;
- бутилированная вода, соки и прочие напитки;
- велосипеды;
- медицинские кресла-коляски, слуховые аппараты.
Причины разработки законопроекта
Разработчики проекта мотивируют свою позицию экономической выгодой, которую повлечет отмена практики уничтожения немаркированной продукции. С их точки зрения, уничтожение контрафакта более затратно и растянуто во времени, нежели проведение процедур по проверке безопасности изъятых товаров и их переработке.
«Процедура изъятия товара с последующим его уничтожением связана с необходимостью прохождения нескольких этапов и может длиться до полутора лет в связи с необходимостью несения издержек по его экспертизе, хранению и получению судебного решения по его уничтожению», – отметили парламентарии.
По их мнению, поступление в оборот переработанной продукции позволит компенсировать негативные последствия падения уровня доходов значительной части населения страны, а также сохранить бюджетные средства.
В пояснительной записке приведена информация об объемах торговли контрафактом в России, предоставленная «Российской газетой». Так, в 2021 году порядка 60 % от общего объема продаж немаркированной продукции выпало на долю товаров легкой промышленности, в том числе детской одежды и текстиля, что в денежном выражении составило более 3,6 трлн. рублей.
Депутаты связывают стремление граждан приобретать подобные товары с «низким уровнем доходов большей части населения, поскольку маркированные товары в цене существенно выше, что вынуждает граждан приобретать альтернативные товары».
Авторы инициативы обратили внимание, что одним из механизмов реализации таких товаров выступают маркетплейсы, в связи с чем найти организаторов незаконной торговли непросто. Однако, большая часть изымаемой продукции является пригодной для использования по назначению, поэтому ее уничтожение, сопряженное с дополнительными издержками государства, вызывает негативную реакцию со стороны нуждающихся граждан (малоимущих, инвалидов, пенсионеров, многодетных).
«В условиях беспрецедентной санкционной агрессии в отношении России, ограничений цены на российскую нефть и нефтепродукты, сохраняется риск дальнейшего уменьшения поступлений в федеральный бюджет, падения доходов населения, роста цен на предметы первой необходимости, ослабления курса рубля», – опасаются законотворцы.
Они уверены, что проводить экспертизу безопасности и переработку немаркированных товаров для их направления на удовлетворение потребностей нуждающихся намного целесообразнее, чем затрачивать бюджетные средства на бессмысленное уничтожение этих товаров.
К сожалению, Правительство РФ данную инициативу не поддерживает, ссылаясь, в частности, на дополнительные бюджетные расходы, которые повлечет организация проведения экспертиз безопасности изъятой продукции.