20 марта 2024 года Госдума приняла Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», проект которого был представлен Правительством РФ в октябре прошлого года.
Содержание:
Законодательные акты, подлежащие изменению
Новый закон вносит взаимосвязанные коррективы одновременно в три федеральных закона:
- Гражданский процессуальный кодекс РФ;
- Арбитражный процессуальный кодекс РФ;
- Федеральный закон «Об исполнительном производстве».
Суть вносимых поправок
Сам должник по приостановленному исполнительному производству получает возможность инициировать его возобновление, подав в суд соответствующее заявление. Суд обязан рассмотреть такое заявление в течение десяти дней со дня поступления, а результаты его рассмотрения могут быть обжалованы.
Как пояснило Правительство РФ, указанная новелла вводится по предписанию Конституционного Суда РФ, содержащемуся в постановлении № 21-П от 26 апреля 2023 года по делу о проверке конституционности статьи 440 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статей 42 и 45 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в связи с жалобой гражданина Р.Р. Гафарова.
До настоящего времени проблема заключалась в том, что должник в некоторых случаях мог оказаться в ситуации, когда в его интересах было возобновить исполнительное производство, но правовых оснований вновь запустить этот процесс у него не имелось. Это касается прецедентов, в которых производство приостанавливалось не по вине должника, а в связи с поведением взыскателя.
Действующими редакциями Гражданского процессуального кодекса РФ и закона «Об исполнительном производстве» должнику не дано право заявлять ходатайства о возобновлении исполнительного производства, что, как посчитал Конституционный Суд РФ, идет вразрез с интересами обеих сторон исполнительного производства.
«Приостановление и возобновление исполнительного производства должны отвечать интересам защиты обеих сторон исполнительного производства», – разъяснил Конституционный Суд РФ.
Новый закон устанавливает ныне нерегламентированный срок, во время которого можно восстановить ранее приостановленное исполнительное производство – три года с того момента, когда были устранены обстоятельства, послужившие основанием для приостановки. Поправки предусматривают также возможность и порядок восстановления указанного срока в случае его пропуска.
«Отсутствие законодательно установленного срока, в течение которого исполнительное производство подлежит возобновлению после устранения обстоятельств, послуживших основанием для его приостановления, создает предпосылки для злоупотребления со стороны взыскателя» – подчеркнуто в пояснительной записке.