info@sibadvokat.ru 8 800-600-44-35

Изменения законодательства в сфере третейского разбирательства

Изменения законодательства в сфере третейского разбирательства

Длительное время третейские суды осуществляли свою деятельность без особого контроля со стороны государственных органов.

Некоторые из третейских судов создавались с конкретной целью: принимать решения «для своих». Это привело к созданию большого числа третейских судов, не имеющих в своем составе арбитров, способных правильно и законно рассматривать дела. Сейчас на сайте одного только Арбитражного суда Новосибирской области содержится список из 156 третейских судов. Несомненно, что третейские суды играют большую роль в сфере разрешения споров в гражданско-правовых отношениях, позволяя «разгрузить» федеральные суды и давая сторонам разбирательства возможность оперативно разрешить дело. Но при этом возникает вопрос о том, на сколько профессионально эти суды рассматривают дела и принимают решения. Для регулирования сферы третейского разбирательства принят Федеральный закон «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» от 29.12.2015 № 382-ФЗ, который вступил в действие с 1 сентября 2016 года. Данный закон призван урегулировать порядок образования, деятельности третейских судов, постоянно действующих арбитражных учреждений на территории Российской Федерации, а также арбитраж (третейское разбирательство). Несмотря на наличие достаточно большого числа норм, вызывающих у обычного обывателя, вызывающие трудности в семантической интерпретации юридического текста, отметим наиболее важные изменения, содержащиеся в законе об арбитраже. Действующие третейские суды сейчас должны получить статус постоянно действующих арбитражных учреждений, а осуществление деятельности по третейскому разбирательству возможно только при получении некоммерческой организацией, при которой должен действовать третейский суд, права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения. Третейские суды, не выполнившие требования закона, прекратят свою деятельность. Если ранее стороны, выразившие желание рассмотреть дело в третейском суде должны были заключить третейское соглашение или включить в договор третейскую оговорку, то сейчас стороны должны заключить в письменном виде арбитражное соглашение в виде арбитражной оговорки в договоре или в виде отдельного соглашения, которое в отличие от ранее заключаемых третейских соглашений может содержать договоренность сторон соглашения практически по всем условиям третейского разбирательства. Статьей 10 Федерального закона «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» установлено, что стороны арбитража могут определять по своему усмотрению число арбитров, при этом, если иное не указано в федеральном законе, число арбитров должно быть нечетным. Данная норма закона дает определенную свободу сторонам третейского разбирательства в выборе состава арбитров, но по нашему мнению является не доработанной, поскольку не ограничивает число арбитров выбираемых сторонами самостоятельно. Так, стороны третейского разбирательства пожелав рассматривать дело при составе из 99 арбитров, явно создадут организационные трудности в проведении третейского разбирательства. На наш взгляд, максимальный состав арбитров отдельного третейского разбирательства, следовало ограничить пятью арбитрами, что облегчило бы для арбитража, да и для сторон, организацию проведения третейского разбирательства. А вот, если стороны арбитража не смогли договориться и определить число арбитров, то, согласно закона, назначаются три арбитра из существующего списка судей. Нельзя исключать и того, что недобросовестные стороны третейского разбирательства могут манипулировать нормами закона, которые не доработаны. Так, сторона третейского разбирательства пожелавшая затянуть процесс может попросить сформировать состав, включив в него какого-либо известного юриста (например, Павла Астахова) или общественного деятеля. Такое действие стороны, имеющей право на выбор судьи, может явно затянуть рассмотрение дела еще на стадии комплектования состава судей для определенного дела. Исключить такое недобросовестное поведение сторон законодатель мог бы включив в закон оговорку: «Приоритетным является выбор судей из предложенного сторонам списка. Сторона, заявляющая в качестве арбитра лицо не из рекомендованного списка, обязана представить на заявляемое лицо: заявление кандидата в арбитры о согласии выступать в качестве арбитра третейского разбирательства, паспортные данные, копии документов об образовании, сведения о работе, адрес, телефон и другие сведения, перечень которых определяется арбитражем самостоятельно, в целях определения профессиональной пригодности кандидата в арбитры и обеспечения возможности вызова его в суд для формирования состава судей». Новый закон, при соблюдении его требований, дает сторонам третейского разбирательства возможность при изъявлении их совместной воли: определять по своему усмотрению число арбитров; по своему усмотрению договориться о процедуре отвода арбитра; договориться о порядке прекращения полномочий и замены арбитра или своим прямым соглашением могут исключить данную возможность; по своему усмотрению договориться о процедуре арбитража; по своему усмотрению договориться о месте арбитража или порядке его определения; решить вопрос о конфиденциальности арбитража; определить момент начала арбитража; по своему усмотрению договориться о языке или языках, которые будут использоваться в ходе арбитража; определять проводить ли устное слушание дела или по документам; определять эксперта и число экспертов и др. Предоставленная законом об арбитраже широкая возможность сторон определять важные и даже ключевые моменты третейского разбирательства направлена на беспристрастное и объективное рассмотрение дел в арбитраже (третейских судах). Сторона третейского разбирательства получает полную прозрачность рассмотрения дела. Для участника процесса нужно помнить, что для обеспечения лучшей защиты в суде, необходимо знать закон об арбитраже и регламент суда, что позволит в полной мере реализовать права стороны процесса и получить больше шансов на выигрыш дела. Важным изменением, установленным Федеральным законом «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» является определение требований относительно профессионального состава арбитров при арбитраже. Так, в каждом рекомендованном списке арбитров постоянно действующего арбитражного учреждения (арбитража) теперь не менее одной трети арбитров должны иметь ученую степень, а не менее половины арбитров должны обладать опытом разрешения гражданско-правовых споров в качестве третейских судей и (или) арбитров в третейских судах (арбитраже) и (или) в качестве судей федерального суда, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, мировых судей в течение не менее десяти лет, предшествующих дате включения в рекомендованный список арбитров. Необходимость выполнения требования относительно профессионального состава арбитров значительно сократит число третейских судов, поскольку выполнить такое требование смогут только те третейские суды, которые уже имеют в своем составе такой профессиональный состав (например: Западно-Сибирский независимый третейский суд, который, в целях соблюдения нового закона, преобразуется в Постоянно действующее арбитражное учреждение «Независимый арбитраж») либо те третейские суды, которые смогут привлечь в состав арбитров необходимых специалистов. В итоге из 156 третейских судов (указанных на сайте Арбитражного суда Новосибирской области) останутся действующими всего лишь 2-3 суда. Несомненно, что Федеральный закон «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» создаст новую практику третейского разбирательства, упорядочив действие арбитража. Новый закон об арбитраже, устанавливающий «жесткие» требования для арбитража, уберёт с правового поля недобросовестные третейские суды. Скорее всего, новый арбитраж должен привлечь большое число хозяйствующих субъектов и граждан к альтернативному способу рассмотрения споров – третейскому разбирательству.

Автор: Директор Юридической компании «Аякс» Петров Константин Викторович

Поделитесь с друзьями