info@sibadvokat.ru 8 800-600-44-35

Обзор Верховного Суда о проблемах договоров ТКО и иных вопросах сферы обращения с ТКО

13 декабря 2023 года на своем официальном Интернет-сайте Верховный Суд РФ опубликовал очередной обзор судебной практики. На этот раз подборка посвящена делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО). Обзор утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 13 декабря 2023 года и включает в себя 50 прецедентов, сгруппированных в 8 разделов.

Предлагаем ознакомиться с некоторыми выводами, сделанными Верховным Судом РФ при разрешении указанных дел.

 

obzor-vs-rf-o-problemah-obrashhenija-s-tko-i-dogovorov-tko

Содержание:

  1. Заключение договора оказания услуг по обращению с ТКО
  2. Споры, связанные с исполнением договора оказания услуг по обращению с ТКО
  3. Ценообразование в области обращения с ТКО
  4. Накопление ТКО
  5. Ликвидация несанкционированных свалок
  6. Территориальные схемы в области обращения с ТКО
  7. Оспаривание представлений органов прокуратуры и предписаний контрольных (надзорных) органов
  8. Привлечение к административной ответственности за нарушения законодательства в сфере обращения с ТКО

 

 

 

 

1. Заключение договора оказания услуг по обращению с ТКО

 

 

1.1. Договор оказания услуг по обращению с ТКО (далее - договор ТКО) признается заключенным между региональным оператором и всеми потребителями, которые находятся в зоне его действия. Данное правило действует даже если стороны не подписывали договор в форме единого документа.

 

1.2. Если региональный оператор и потребитель не подписали договор ТКО, в таком случае действуют условия типового договора, по которым оказываются и оплачиваются услуги по обращению с ТКО.  

 

1.3. По общему правилу договор ТКО является заключенным даже если потребитель не согласен с его условиями и изложил свои мотивированные разногласия. Однако, если региональный оператор, действуя недобросовестно, уклоняется от урегулирования таких разногласий, то потребитель имеет право подать иск об изменении договора и перерасчете платы за оказанные услуги.

 

1.4. В случае, если до того момента как начал свою деятельность региональный оператор, у потребителя уже имелся заключенный с другим лицом договор ТКО, то последний продолжает действовать согласно его условиям и гражданскому законодательству. Лишь после его прекращения начнет действовать договор с региональным оператором.

 

1.5. Датой заключения договора ТКО между региональным оператором и управляющей организацией МКД является дата, указанная в решении общего собрания собственников помещений в МКД о выборе управляющей организации, либо дата заключения договора управления МКД.

 

1.6. От имени садоводческого некоммерческого товарищества договор ТКО с региональным оператором заключает постоянно действующий коллегиальный орган управления. То же касается и огороднического некоммерческого товарищества. 

 

1.7. Если между арендатором объекта недвижимости и региональным оператором не был заключен договор ТКО, в таком случае оплачивать услуги по обращению с ТКО обязан собственник недвижимости.

 

1.8. Медицинские организации имеют право заключать договоры на обращение с медицинскими отходами не только с региональным оператором, но и с иными лицами, оказывающими такие услуги. Данные правоотношения регулируются законодательством в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

 

1.9. Обязанность по созданию и содержанию мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, непригодных для дальнейшего использования, лежит на органах местного самоуправления.

 

 

 

 

2. Споры, связанные с исполнением договора оказания услуг по обращению с ТКО

 

 

2.1. Если в субъекте Российской Федерации не организовано раздельное накопление ТКО, в данном случае потребитель имеет право выбрать подходящий ему расчетный способ коммерческого учета отходов: по нормативам накопления ТКО или с учетом количества и объема контейнеров для накопления ТКО.

 

2.2. Если в регионе осуществляется программа раздельного накопления ТКО и потребитель соблюдает ее правила, то он имеет право производить коммерческий учет отходов по количеству и объему контейнеров.

 

2.3. Если место накопления ТКО либо источник ТКО не включены в территориальную схему обращения с отходами, то региональный оператор обязан доказать факт реального оказания услуг потребителю.

 

2.4. Суды должны отказать региональному оператору в удовлетворении иска о взыскании платы за услуги, если будет доказано, что региональный оператор в действительности не производил вывоз отходов.

 

2.5. Суд может уменьшить плату за оказание услуг по обращению с ТКО, если будет доказано, что региональный оператор неполностью или ненадлежаще оказал такие услуги.

 

2.6. В случае, если собственник не проживает постоянно в принадлежащем ему жилом помещении, то он не вправе по этому основанию требовать перерасчета размера платы за обращение с ТКО.

 

2.7. Ничтожными являются условия договора ТКО, исключающие или ограничивающие ответственность регионального оператора за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств по иным основаниям, нежели предусмотренные законом.

 

2.8. Сособственники жилья обязаны оплачивать услуги по обращению с ТКО соразмерно их доле в праве общей долевой собственности на данное жилье.

 

 

 

 

3. Ценообразование в области обращения с ТКО

 

 

3.1. При расчете тарифа регионального оператора, в состав необходимой валовой выручки могут быть включены расходы, связанные с приобретением емкостей, в том числе пакетов, предоставляемых потребителю для складирования ТКО.

 

 

 

 

4. Накопление ТКО

 

 

4.1. Обязанность по организации площадок накопления ТКО лежит на органах местного самоуправления. Собственники помещений в МКД имеют право создать контейнерную площадку на общем земельном участке. 

 

4.2. Управляющая организация МКД обязана содержать площадку накопления отходов, относящуюся к этому МКД. Если контейнерная площадка является общей для нескольких МКД, то расходы на ее содержание должны распределяться между управляющими организациями этих МКД пропорционально общей площади помещений.

 

 

 

 

5. Ликвидация несанкционированных свалок

 

 

5.1. Если не было установлено, кто виновен в незаконном размещении отходов, то ликвидировать их несанкционированное складирование должен правообладатель земельного участка. 

 

5.2. В случае, когда региональный оператор самостоятельно ликвидировал несанкционированную свалку, но не уведомил собственника земельного участка о необходимости такой ликвидации, то данный факт неуведомления является основанием для отказа региональному оператору в возмещении расходов, понесенных им в связи с ликвидацией свалки.

 

5.3. Собственник земельного участка с распложенной на нем несанкционированной свалкой отходов может заключить договор о ликвидации этой свалки с любым лицом, обладающим лицензией на транспортирование отходов.

 

 

 

 

6. Территориальные схемы в области обращения с ТКО

 

 

6.1. При градостроительном зонировании подлежат учету только объекты размещения отходов, включенные в территориальную схему обращения с отходами и в государственный реестр объектов размещения отходов (несанкционированные свалки не учитываются).

 

 

 

 

7. Оспаривание представлений органов прокуратуры и предписаний контрольных (надзорных) органов

 

 

7.1. Антимонопольная служба имеет право выдать региональному оператору предписание, если он злоупотребил доминирующим положением на рынке, что привело к ущемлению прав и законных интересов собственников ТКО. 

 

 

 

 

8. Привлечение к административной ответственности за нарушения законодательства в сфере обращения с ТКО

 

 

 

8.1. Ответственность за несвоевременное предоставление потребителю платежных документов на оплату коммунальных услуг по обращению с ТКО наступает на основании части 1 статьи 14.4 КоАП РФ («Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований»), а не по статье 7.23 КоАП РФ («Нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами»).

 

8.2. Отсутствие заключенного договора ТКО между собственником ТКО  и региональным оператором договора, не может считаться безусловным основанием для привлечения собственника ТКО к административной ответственности на основании части 1 статьи 8.2 КоАП РФ («Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления»).

 

 

Екатерина Краснова
Екатерина Краснова

Автор журнала «Правовая Гарантия»

Поделитесь с друзьями