«Дачная амнистия»: как она работает

Большинство граждан Омской области, как и Российской Федерации, приобретали земельные участки до вступления в действие федеральных законов «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ и «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25 октября 2001г. № 137-ФЗ, а это означает, что документы на землю зачастую оформлялись в упрощенном порядке.
Прошло более полутора лет с момента вступления в действие Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» от 30 июня 2006 г. № 93-ФЗ, которые народ и пресса окрестили законом о «дачной амнистии». Хотя все дачники ничего не нарушали и название это условное. Цель закона, заявленная депутатами и президентом, - упростить регистрацию прав на земельные участки и строения на них. Еще до принятия данного закона в средствах массовой информации широко освещались некоторые нормы законопроекта, его цели и задачи. Суть закона в СМИ была сведена к упрощенному порядку оформления документов на объекты недвижимости, в том числе земельные участки, что, собственно, и отражает название закона. Однако, изучив отдельные статьи закона, многих граждан ждало разочарование – процедура оформления земельных участков, несмотря на некоторые изменения, в принципе осталась прежней.
Так, основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса (октябрь 2001 г.) для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, являются следующие документы:
- акт о предоставлении гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленным законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
- акт (свидетельство) о праве гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент издания;
- выдаваемая органом местного самоуправления выписка из хозяйственной книги о наличии у гражданина права на данный земельный участок (в случае если это земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
- иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право гражданина на данный земельный участок.

Обязательным приложением к указанным документам является кадастровый план земельного участка (в настоящее время кадастровый паспорт). Кадастровый паспорт воспроизводит в графической и текстовой форме сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре. Это означает, что земельный участок как минимум должен состоять на кадастровом учете.
Для получения кадастрового паспорта необходимо подать заявление в органы Роснедвижимости. При наличии всех сведений о земельном участке кадастровый паспорт должен быть подготовлен в течение десяти дней, при отсутствии каких-либо сведений, в том числе графических, наряду с кадастровым планом выдается справка об отсутствии таких сведений. Федеральным законом № 268-ФЗ от 23.11.2007 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав наследников, а также иных граждан на земельные участки» были внесены изменения в статью 25.2. ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», собственно и регулирующую «дачную амнистию», о том, что государственная регистрация права собственности на вышеперечисленные земельные участки осуществляется, даже если сведения о площади земельного участка, содержащиеся в представленном в соответствии с настоящей статьей документе, не соответствуют данным кадастрового плана такого земельного участка или кадастровый план такого земельного участка не содержит сведений о земельном участке в полном объеме, в том числе сведений о местоположении (координатах) границ такого земельного участка, либо данные сведения нуждаются в уточнении (в том числе если в таком плане указано, что площадь земельного участка ориентировочная, сведения о границах земельного участка не позволяют однозначно определить данный земельный участок в качестве объекта недвижимости, сведения о земельном участке подлежат уточнению при межевании и тому подобное). Однако это применимо, если участок состоит на кадастровом учете.
Если нет, то необходимо проведение кадастрового учета. Формирование земельного участка – это «отдельная история». Как известно, основной проблемой наших граждан на сегодняшний день является отсутствие денег. В городе Омске на данном рынке услуг постоянно работают около 70 организаций. Стоимость работ по межеванию земельного участка площадью 10 соток колеблется от 8 до 12 тыс. руб. По понятным причинам для ускорения процедуры межевания состоятельные люди готовы платить по завышенным расценкам. Граждане со средним достатком и ниже, которые, как правило, и попадают под действие закона о «дачной амнистии», становятся заложниками ситуации.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 93-ФЗ субъектами Российской Федерации на период до 1 января 2010 года могут устанавливаться предельные максимальные цены работ по территориальному землеустройству земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства. Федеральный закон не решает проблему стоимости землеустроительных работ, но дает возможность субъектам РФ устанавливать предельные максимальные цены по межеванию земельных участков, попадающих под дачную амнистию.
В Омской области данное полномочие было реализовано. 23 мая 2007 г. Правительство Омской области приняло постановление № 69-п «Об установлении предельных максимальных цен работ по проведению территориального землеустройства в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства». Например, максимальная цена территориального землеустройства земельного участка, предназначенного для ведения дачного хозяйства, огородничества, садоводства по городу Омску составляет 2200 рублей, по городским поселениям – 1900 рублей, а по сельским поселениям – 1600 рублей.
Однако на деле межевание дешевле не стало. Практически во всех субъектах, в которых установлены максимальные цены работ по территориальному землеустройству, остальные деньги землеустроители берут с граждан по другим графам расходов или просто на руки, неофициально. Поэтому, как и раньше, межевание в области обходится в среднем в 1-2 тысячи рублей за сотку.
Следует отметить, что особого ажиотажа при оформлении документов и регистрации права собственности в рамках «дачной амнистии» не наблюдается. По данным Росрегистрации в стране 33 миллиона таких участков. За государственной регистрацией прав собственности своих земельных участков в упрощенном порядке обратились около 1миллиона граждан. При этом отмечается, что на Чукотке, Сахалине, Магаданской области очень немного обращений, связанных с реализацией данного закона. Совсем иная картина в Московской области, в южных регионах. Очень активно реализуют свое право в Республике Татарстан, в Башкортостане. Вся центральная полоса участвует в этом процессе.
Тем не менее, следует подчеркнуть, что простой обыватель «благодаря» не совсем корректной рекламе данного закона во главу угла ставит возможность упрощенного способа оформления документов на отдельные объекты недвижимости. Однако нельзя не учитывать тот факт, что идеология закона о «дачной амнистии» заключается все-таки в том, что у граждан, получивших земельные участки до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого или постоянного (бессрочного) пользования, совершенно на законных основаниях появляется возможность приобретения и оформления права собственности на отдельные объекты недвижимости, в том числе на незаконно возведенные в свое время. Кроме того, без дополнительных процедур такие граждане могут реализовать право собственности на земельные участки в фактически занимаемых им границах, т.е. с правовой точки зрения государство дает возможность узаконить самохваты, допущенные в разное время этими же гражданами. Именно с момента государственной регистрации права собственности пользователь земельного участка становится полноправным его обладателем и может совершать в отношении него все предусмотренные законом сделки. Ранее, до введения в действие данного закона, решение этих вопросов было возможно только на основании вступившего в законную силу судебного акта.
ФЗ от 23.11.2007 г. № 268-ФЗ реализовал следующий этап упрощенного порядка оформления прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества. Теперь упрощенный порядок государственной регистрации прав собственности гражданина на такие земельные участки распространяется не только на граждан, но и на наследников данных граждан, в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на данном земельном участке здание (строение) или сооружение.
К сожалению, осталась категория землевладельцев, о которых в обновленном законодательстве не упоминается. Это граждане, имеющие участки в аренде или так называемом срочном пользовании. Для таких случаев не предусмотрено льгот, и вопрос о приобретении земли в собственность решается по договоренности с организациями (органами), которые предоставили участки в аренду или пользование.

Юрисконсульт 1 категории
ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Омской области
Липкан О.И.

X

Закажите звонок

Наш адвокат свяжется с Вами и даст подробную информацию по интересующим Вас вопросам.



09
:
00
+7(999) 999 999
9
18
Наш адвокат свяжется с Вами