Мониторинг законодательства февраль-март 2009 года

Федеральный закон от 28 февраля 2009 г. N 30-ФЗ "О внесении изменений в статьи 22 и 33 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Изменен порядок формирования страхового резерва страховщиками по ОСАГО.
Так, если разница между доходами и расходами страховщика за первый квартал, полугодие, 9 месяцев, календарный год (ранее - за год) превысит 5% от доходов, сумма превышения, как и прежде, будет направляться на формирование страхового резерва для компенсации расходов на осуществление страховых выплат и прямое возмещение убытков в последующие периоды (стабилизационный резерв по обязательному страхованию). Однако указанные суммы можно будет направлять в резерв до достижения им величины, равной 10% от размера страхового резерва произошедших, но незаявленных убытков, сформированного страховщиком для осуществления страховых выплат по обязательному страхованию на конец отчетного периода. Ранее величина резерва не ограничивалась.

Введен переходный период, который позволит страховщикам с 1 января 2010 г. по 31 декабря 2012 г. включительно плавно снижать величину накопленного страхового резерва и уменьшать отчисления в этот резерв от доходов.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 14 марта 2009 г. N 39-ФЗ "О внесении изменений в статьи 404 и 405 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"

Предусмотрена возможность пересматривать в порядке надзора обвинительный приговор, а также определение и постановление суда в связи с необходимостью применения уголовного закона о более тяжком преступлении, ввиду мягкости наказания или по иным основаниям, ухудшающим положение осужденного, а также пересматривать оправдательный приговор либо решение суда о прекращении уголовного дела.

Указанные решения пересматриваются, если в ходе судебного разбирательства допущены фундаментальные нарушения уголовно-процессуального закона, повлиявшие на законность судебного решения. К ним отнесены нарушения, которые повлекли за собой постановление приговора незаконным составом суда (или вердикта - незаконным составом коллегии присяжных заседателей), лишили участников уголовного судопроизводства прав на справедливое судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон либо существенно ограничили эти права, если такие лишения или ограничения повлияли на законность приговора, определения или постановления суда.

Пересмотр в порядке надзора вышеназванных судебных актов возможен в течение 1 года со дня их вступления в законную силу.

Федеральный закон от 14 марта 2009 г. N 32-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Лесные участки, расположенные в зеленых зонах, разрешено использовать для разработки полезных ископаемых, в отношении которых лицензии на пользование недрами получены до 1 января 2007 г. (на срок действия лицензии). Также допускается сенокошение и пчеловодство, размещение объектов государственного или муниципального значения в зеленых зонах.

Граждане и юридические лица могут заготавливать древесину только по договорам аренды лесных участков. Исключение составляют заготовка деревьев хвойных пород для новогодних праздников, а также заготовка древесины для государственных и муниципальных нужд. В этих случаях необходимо наличие договоров купли-продажи лесных насаждений без предоставления лесных участков.

Лесные участки для ведения сельского хозяйства предоставляются на основании договоров аренды (для граждан и юридических лиц) либо в безвозмездное срочное пользование (для граждан). Возможно установление сервитутов.

Региональным органам государственной власти переданы полномочия Российской Федерации по пожарному и лесному надзору (контролю) в лесах, кроме лесов на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий (в отношении последних указанные полномочия осуществляют федеральные органы власти). Кроме того, новацией закона является предоставление возможности осуществлять такой контроль и надзор через специально создаваемые госучреждения.

ФГУ теперь смогут получать государственные лесные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Лесные инспекторы наделены правом ношения, хранения и применения спецсредств и служебного оружия, а также разрешенного в качестве служебного оружия гражданского оружия самообороны и охотничьего огнестрельного оружия.

Лесопарки должны быть преобразованы в лесопарковые зоны. При этом определение функциональных зон в лесопарковых зонах, площади лесопарковых и зеленых зон и их границ отнесено к компетенции региональных органов власти. Уменьшение площади таких зон не допускается.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, касающихся лесного и пожарного контроля (надзора), а также приобретения и использования служебного оружия и спецсредств. Указанные положения вводятся в действие с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 14 марта 2009 г. N 38-ФЗ "О внесении изменений в статьи 40 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"

Органы Федеральной службы судебных приставов включены в перечень органов дознания. Ранее к органам дознания относились только отдельные должностные лица ФССП России, а именно: Главный судебный пристав РФ, главный судебный пристав субъекта РФ, их заместители, старший судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.

Напомним, что дознаватели органов службы судебных приставов могут проводить дознание по уголовным делам о злостном уклонении от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей (ст. 157 УК РФ); злостном уклонении от погашения кредиторской задолженности (ст. 177 УК РФ); вмешательстве в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия (ч. 1 ст. 294 УК РФ); неуважении к суду (ст. 297 УК РФ); разглашении сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса (ч. 1 ст. 311 УК РФ); незаконных действиях в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации (ст. 312 УК РФ); неисполнении приговора суда, решения суда или иного судебного акта (ст. 315 УК РФ).

Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 119 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 109"

Изменения касаются платы за технологическое присоединение к электросетям.
Плата за присоединение устройств максимальной мощностью не более 15 кВт включительно (с учетом мощности, ранее присоединенной в точке) не должна превышать 550 руб. Конкретный размер этой платы определяется исходя из стоимости мероприятий по присоединению. Выпадающие доходы сетевой организации от присоединения таких устройств включаются в тариф на услуги по передаче электроэнергии.
Субъекты малого и среднего предпринимательства могут в рассрочку оплачивать присоединение устройств максимальной мощностью свыше 15 кВт и до 100 кВт (с учетом мощности, ранее присоединенной в точке). Рассрочка возможна на срок до 3 лет с даты фактического присоединения без выплаты процентов. При этом необходимо внести аванс в размере 5% от платы за присоединение.

Выпадающие доходы сетевой организации от выплаты процентов по кредитным договорам, связанным с указанной рассрочкой, учитываются в тарифе на услуги по передаче электроэнергии в размере, не превышающем ставку рефинансирования ЦБР на дату заключения договора.

Расходы, которые по итогам прошедшего периода регулирования возникли у сетевой организации из-за превышения фактической ставки по кредиту над ставкой рефинансирования, учитываются при установлении тарифов на последующий период.

 

Постановление Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. N 153 "О признании действительными до 1 июля 2009 г. паспортов гражданина СССР образца 1974 года для некоторых категорий иностранных граждан и лиц без гражданства"

С 1 января до 1 июля 2009 г. продлен срок действия паспортов гражданина СССР образца 1974 г. Положение распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства - граждан бывшего СССР, прибывших в Россию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированных по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г. (по месту пребывания - по состоянию на 1 ноября 2002 г.) либо получивших разрешение на временное проживание в России.

Данная мера обусловлена соответствующим продлением срока принятия указанными лицами российского гражданства в упрощенном порядке.

Паспорт гражданина СССР образца 1974 г. является основанием для пребывания, временного и постоянного проживания указанных лиц в Российской Федерации.

Постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г.

 

Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год

Разработана программа антикризисных мер Правительства РФ на 2009 г.
Социальные обязательства государства перед населением, принятые до начала кризиса, будут выполнены в полном объеме. В частности, будут проиндексированы социальные выплаты и пособия, повышены пенсии (в опережающем рост цен размере). Получат дальнейшее развитие национальные проекты. Предусмотрен ряд мер по стабилизации ситуации с лекарственным обеспечением населения.

Особое внимание будет уделено снижению социальной напряженности на рынке труда. Предполагается направлять работников на опережающее обучение, профподготовку, переподготовку и повышение квалификации. Будет организовано около 1 млн временных рабочих мест; безработным гражданам будут выделяться средства на открытие собственного дела. Планируется оказывать адресную помощь гражданам при переезде на работу в другую местность. В 2 раза уменьшены квоты на привлечение в Россию иностранных работников.

Для лиц, временно потерявших работу, будет проведена реструктуризация задолженности по ипотечным кредитам. Правительством запланирован ряд мер по поддержке студенчества (фиксация платы за обучение на весь период учебы; снижение процентных ставок по образовательным кредитам; создание малых предприятий при вузах и ссузах для трудоустройства выпускников).

Предусмотрены меры по поддержке отраслей экономики. Особое внимание уделено поддержке автомобилестроения, жилищного строительства, сельского хозяйства, лесопромышленного комплекса, оборонной промышленности, ТЭК, транспортной отрасли. При этом Правительство РФ не планирует поддерживать за счет бюджетных средств неэффективные предприятия. Продолжится реализация мер по рефинансированию банковской системы с тем, чтобы финансовые средства доходили до конкретных предприятий.

Проведение ответственной бюджетной политики предполагает поддержание приемлемого уровня инфляции (до 10% в 2010 г. и 7,5% в 2011 г.), равновесного курса рубля, снижение дефицита федерального бюджета до 3% в 2011 г.

Также приоритетами правительственной антикризисной программы являются наращивание внутреннего спроса, переход от "нефтяного" экономического роста к инновационному, дальнейшее снижение административных барьеров в бизнесе, создание мощной национальной финансовой системы.

Постановление Конституционного Суда РФ от 27 февраля 2009 г. N 4-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статей 37, 52, 135, 222, 284, 286 и 379.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и части четвертой статьи 28 Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" в связи с жалобами граждан Ю.К. Гудковой, П.В. Штукатурова и М.А. Яшиной"

КС РФ признал неконституционным ряд норм ГПК РФ в части, касающейся рассмотрения заявлений о признании граждан недееспособными, а также осуществления процессуальных прав гражданами, признанными судом недееспособными (без их участия).

Так, ГПК РФ предусматривает, что гражданин, в отношении которого рассматривается дело о признании его недееспособным, должен быть вызван в судебное заседание, если это возможно по состоянию его здоровья.

Как указал КС РФ, данное положение неконституционно в той мере, в которой позволяет суду принимать решение о признании гражданина недееспособным на основе одного лишь заключения судебно-психиатрической экспертизы, т.е. без присутствия самого гражданина. Между тем, предназначение судебной процедуры по такого рода делам - не допустить ошибочных оценок относительно способности гражданина понимать значение своих действий и руководить ими, особенно если разбирательство инициировано лицами, претендующими на роль опекунов. Поэтому рассмотрение дела в отсутствие самого гражданина (вопреки его желанию) допустимо лишь при наличии особых обстоятельств, например, если есть достаточные основания предполагать, что лицо представляет реальную опасность для окружающих. Однако и в этих случаях предпочтительно личное ознакомление суда с состоянием гражданина.

Кроме того, КС РФ указал на неконституционность отдельных норм ГПК РФ в части, не позволяющей гражданину, признанному судом недееспособным, обжаловать решение суда в кассационном и надзорном порядке. Речь идет о случаях, когда в суде первой инстанции гражданину не была предоставлена возможность изложить свою позицию лично или через выбранных им представителей и при этом его присутствие в заседании не было признано опасным для него или окружающих.

Также признана неконституционной норма Закона РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", позволяющая помещать недееспособное лицо в психиатрический стационар без судебного решения. Как указал КС РФ для госпитализации в недобровольном порядке необходимо судебное решение, принимаемое по результатам проверки обоснованности такой госпитализации.

Мониторинг законодательства февраль-март 2009 года

Материал подготовлен службой Правового
консалтинга компании «Гарант-Энтерпрайз»

Агентство правовой информации
«Гарант-Энтерпрайз»

г. Омск, ул. Интернациональная,14, к.2.
Телефон горячей линии: 948-101,
Сайт: www.garant.ru
e-mail: info@infomsk.ru

X

Закажите звонок

Наш адвокат свяжется с Вами и даст подробную информацию по интересующим Вас вопросам.



09
:
00
+7(999) 999 999
9
18
Наш адвокат свяжется с Вами