Проблемы регистрации юридических лиц

Год 2002 ознаменовался в деловой жизни страны, как год введения нового единого порядка регистрации юридических лиц. Полномочия ставить штамп «зарегистрировано» на учредительных документах компаний получили налоговые инспекции страны. Прогрессивное нововведение должно было с одной стороны упростить жизнь предпринимателям, особенно после введения принципа одного окна, означающего автоматическую регистрацию во внебюджетных фондах после постановки на учет в качестве налогоплательщика, с другой стороны должно было поставить надежный барьер фирмам-однодневкам. Но, как показала практика, бюрократическое удобство не прошло испытание временем.    Очень скоро и предпринимателями, и регистрирующими органами было обнаружено, что новые механизмы создали практически идеальные условия для осуществления процедур недобросовестного захвата предприятий и ликвидации юридических лиц, имеющих не слишком успешную финансовую историю, причем, в удивительно разнообразных и, самое главное, вполне вписывающихся в букву закона вариациях.

Осознав, какой инструмент, закон предоставил в руки лиц, внимательно его читающих, регистрирующие органы вступили в борьбу с предприимчивыми согражданами. Попытки реформировать процедуру регистрации раз за разом вызывали лишь легкое недоумение, потому как выражались, например, в бесконечном переиздании форм бланков, заполнения которых требует процедура регистрации. Вряд ли кто-то из специалистов хотя бы одного регистрационного отдела сможет внятно объяснить нам смысл «священнодействия» по переставлению местами строчек и пунктиков в стандартных бланках.

Постепенно, не дождавшись от законодателя централизованного призвания к ответу распоясавшихся предпринимателей, а вместе с ними и ушлых дельцов-юристов, находящих дырки в законе, регламентирующем регистрационные процедуры, налоговые инспекции, уставшие играть в рамках закона, начали применять свой главный козырь - пресловутый административный ресурс.

Регистрирующие органы начали требовать предоставления им расширенного списка документов и сведений. Причем каждая инспекция, вероятно в лице начальства, имела свое собственное мнение о том, сколько именно документов ей достаточно, для того, чтобы, наконец, осуществить акт регистрации нового бизнеса.

К «перлам» усовершенствования регистрационных процедур, безусловно, стоит отнести требование о том, чтобы о смене руководителя предприятия, регистрирующему органу сообщал непременного бывший, т.е. уволенный, уволившийся, развернувшийся и ушедший на все четыре стороны, умерший, наконец, директор.

Заставляло вздрагивать всех более или менее юридически грамотных людей, требование принести договор аренды, заключенный между владельцем недвижимости, претендующей на размещение в ней юридического адреса компании и самой этой компанией, правда, еще не существующей.

Самая последняя реформа процедуры регистрации связана с прочтением уважаемыми регистраторами гражданского кодекса Российской Федерации в новой редакции. Институт представительства и доверенности теперь ими полностью отрицается. Вероятно, эта реформа является одной из самых излюбленных для скромных служителей отдела регистрации. Теперь так забавно наблюдать, как непосредственные руководители, не самые свободные люди, надо сказать, вынуждены отстоять очередь и, постучавшись в скромный кабинетик великого регистратора, получить, наконец, свои учредительные документы.

Теперь же милые шутки регистрирующих органов покажутся нам детской забавой. В интервью, данном агентству «Интерфакс-АФИ» по вопросу предотвращения создания фирм-однодневок, начальник Управления государственной регистрации и учета юридических лиц ФНС России С.С. Дуканов обнародовал подготовленные его ведомством поправки в законодательство, которые, по его мнению, остановят хаотичный процесс созданий-ликвидаций хозяйствующих субъектов.

Не создаст ли новый порядок побочного эффекта в виде палки в колеса добросовестного бизнеса, вероятно, покажет время. Первые выводы можно сделать, изучив предложения С.С. Дуканова.

Прежде всего, налоговое ведомство намерено жестко бороться с предприятиями, которые не обеспечили нахождение своего представителя по юридическому адресу, заявленному в учредительных документах. Осмелившиеся на такой проступок юридические лица будут подвергнуты приостановке правоспособности. В проекте налоговиков это означает запрет на совершение любых сделок и осуществление расчетов.

Федеральная налоговая служба, предлагает вывести наши предприятия на европейский уровень, т.е. раз и навсегда решить проблему, которая оказалась не под силу руководству страны. Как? – очень просто увеличиваются требования к уставному капиталу хозяйственных обществ. Размер уставного капитала приравнивается к среднеевропейскому: 25 000 евро для обществ с ограниченной ответственностью и закрытых акционерных обществ, 100 000 евро для открытых акционерных обществ.

Порядок оплаты уставного капитала будет также ужесточен. Планируется ввести ограничение на возможность внесения имущества в качества вклада в уставной капитал общества. Имущество, по мнению налоговиков, должно быть ликвидным. А что такое ликвидное имущество в понятии ФНС в настоящее время не понятно. Надеемся, что предпринимателям будет предоставлен хотя бы примерный перечень, чтобы этот вопрос не решался персонально рядовым регистратором исходя из его личных представлений.

При внесении всякого рода изменений в учредительные документы или в реестр сведений о юридическом лице (смена руководителя, смена участников, смена адреса и т.п.) предлагается расширить круг лиц, которые лично должны заниматься оформлением документов и представлением их в регистрирующий орган. Это и участник, продающий долю, и бывший, и вновь назначаемый директор одновременно.

Ограничения должны коснуться и нотариального оформления документов. Нотариусам предписывается жестко проверять полномочия лица, подписывающего заявление о регистрации предприятия, о внесении изменений в учредительные документы. Кроме того, предлагается ввести запрет на оформление документов нотариусами, чей нотариальный округ не совпадает с местом регистрации предприятия. Это означает, что учредитель, решивший организовать хозяйственную деятельность на территории другого города, больше не может оформить все документы на месте и направить их для регистрации, например, по почте, сэкономив тем самым и время, и деньги.

Как скоро предлагаемый законопроект будет приведен в действие, зависит от согласования со всеми заинтересованными ведомствами. По словам С.С. Дуканова, законопроект уже одобрен ФСБ, МВД, Росфинмониторингом, Банком России, Минфином.

Антонида Ступак

X

Закажите звонок

Наш адвокат свяжется с Вами и даст подробную информацию по интересующим Вас вопросам.



09
:
00
+7(999) 999 999
9
18
Наш адвокат свяжется с Вами