
Концепция затратообразующих факторов
В стратегическом управлении затратами признано, что стоимость определяется или управляется многими факторами, которые влияют друг на друга. Понимание поведения затрат означает понимание сложного взаимодействия набора факторов, определяющих затраты, которое существует в каждой конкретной ситуации. Согласно Риле, список затратообразующих факторов разбивается на две категории. Первую категорию составляют структурные факторы. С точки зрения структурных факторов, для фирм существует по крайней мере пять стратегических вариантов для выбора, связанных с лежащей в основе экономической структурой, которая управляет положением затрат для любой группы продукции:- масштаб: насколько велики инвестиции для производства, исследований и маркетинговых ресурсов;
- диапазон: какова степень вертикальной интеграции фирмы с поставщиками и каналами распределения продукции;
- опыт: насколько отработаны в фирме все этапы процесса производства продукции;
- технология: какие технологии используются на каждой стадии цепочки затрат фирмы;
- сложность (комплексность): насколько широк ассортимент изделий или услуг.
Перечень функциональных факторов включает по крайней мере следующие:
- Вовлеченность рабочей силы – концепция принятия работниками на себя обязательств по постоянному усовершенствованию (эта система мотивации рабочего персонала позволяет увеличить производительность труда, уменьшая затраты на зарплату рабочих);
- Комплексное управление качеством – убеждения и достижения, связанные с качеством продукции и производственных процессов;
- Использование мощностей – выбор из имеющихся опций на основании заводских характеристик. Расширение использования мощностей распределяет косвенные и общие издержки на большее количество продукции и повышает эффективность использования активов компании;
- Эффективность планировки завода. Это уменьшает время, необходимое на изготовление продукции, и затраты на внутреннюю логистику фирмы. Этот фактор предполагает следующие варианты:
Для анализа факторов, определяющих затраты, необходимо учитывать следующие моменты:
- Для стратегического анализа объем производства обычно не является наиболее существенным фактором, который объясняет поведение затрат;
- В стратегическом смысле более полезно объяснить положение по затратам, основываясь на тех факторах, которые сформируют конкурентоспособную позицию данной фирмы;
- Не все стратегически определяющие факторы являются одинаково важными в любой момент времени, но некоторые из них, вероятно, очень важны в каждом конкретном случае;
- Для каждого фактора затрат существует конкретная система анализа затрат, которая очень важна для понимания позиционирования данной фирмы.
Управление затратами | Основные стратегические акценты | ||
Дифференциация продукции | Лидерство на основе затрат | ||
Роль спланированных затрат при оценке показателей работы | Не очень важна | Очень важна | |
Значение гибкого бюджетирования для управления издержками производства | От умеренного до низкого | От высокого до очень высокого | |
Важность выполнения бюджета | От умеренной до низкой | От высокой до очень высокой | |
Значение анализа издержек сбыта | Критично для успеха | Не очень важна | |
Значение себестоимости продукции при установлении цены | Низкое | Высокое | |
Значение анализа цен конкурентов | Низкое | Высокое |