fbpx

Туристы жалуются

Основные претензии туристов

Традиционно пик жалоб туристов приходится на высокий сезон (апрель – сентябрь), когда выездной поток многократно увеличивается. С ростом общего количества туристских поездок неуклонно растет и число конфликтов, затрагивающих качество и объем туристских услуг.

Рост числа жалоб на российском рынке туризма обусловлен двумя факторами:

  1. Туристы стали более осведомлены о своих правах и обязанностях турфирмы и более склонны настаивать на своих правах;
  2. Возросший спрос на туруслуги способствует вхождению на рынок новых фирм, менее опытных и менее обеспеченных ресурсами, а также фирм-мошенников.

Недорогие туры и жалобы

Основная масса претензий приходится на недорогие туры массовых направлений. Невысокая стоимость путевок косвенно задает целевую группу населения, для которой характерно большое число мелких претензий по незначительным, в основном эмоциональным, основаниям. Эта категория туристов, как правило, ориентируется на цену путевки, нередко приобретая ее у малоизвестного агентства и мотивируя свой выбор исключительно низкой стоимостью тура.

Покупка туров зачастую сопровождается предварительными «маркетинговыми исследованиями» – изучением цен множества фирм; также нередки случаи отказа клиента от поездки и расторжения договора по причине нахождения аналогичного предложения по еще более низкой цене. Как ни странно, данная категория потребителей – в основном опытные туристы, неплохо ориентирующиеся в курортах, ценах и составе туруслуг.

Путешественники-«новички», наоборот, часто выбирают турфирму на основании ее территориальной доступности. Эти клиенты впоследствии могут предъявить претензии только потому, что поездка не соответствовала их ожиданиям. В то же время практика показывает, что «неопытные» туристы, как правило, сами служат причиной неприятностей, требуют большего внимания и опеки.

Турфирмы обычно не выделяют категорию новичков среди своих клиентов (полагая, что каждый из них обладает хотя бы элементарными знаниями в области путешествий), провоцируя тем самым нелепые случаи с опоздавшими, заблудившимися или что-то упустившими туристами.

Между тем, потребитель по закону не обязан обладать специальными знаниями для того, чтобы воспользоваться приобретаемой услугой, и потому любую специфическую терминологию ему надо расшифровать (например, код аэропорта вылета SVO, режим питания ВВ, всяческие иностранные обозначения и т.д.). И суды такую точку зрения  потребителя полностью разделяют.

Как всегда, основную массу требований потребителей о компенсациях (не менее 50% от общего числа рекламаций) составляют претензии по размещению: несвоевременное заселение в отель, переселение в другую гостиницу, низкий уровень обслуживания и питания, неудачное расположение отеля, некрасивый вид из окна номера и прочее.

Комплексные претензии

Претензии по одному основанию встречаются редко – как правило, это комплексные требования, основанные сразу на нескольких нарушениях обязательств. Хотя во многих случаях российские турфирмы не виноваты в произошедших «перебронированиях» или низком качестве размещения (это, как правило, результат недобросовестной работы принимающей стороны либо работников отеля), ответственность по искам потребителей наступает в основном у турагентов – розничных продавцов. Нежелание или неумение урегулировать конфликт  с туристами «на месте» провоцирует дальнейшие жалобы потребителей в адрес турфирмы.

Часть претензий  туристов традиционно провоцируют проблемы, связанные с авиаперевозкой: в основном это задержка вылета рейсов или перенос даты вылета. Не улетевшие вовремя потребители требуют от турфирм компенсаций морального вреда и ущерба, причиненного потерей части времени отдыха.

Каждый сезон визовые проблемы становятся  основанием множества претензий и исков. Задержки и отказы в выдаче виз посольствами Испании, Италии, Греции немедленно вызывают появление претензий – туристы требуют возврата стоимости тура или компенсации стоимости потерянных дней отдыха. К этой же категории можно отнести проблемы с оформлением загранпаспортов: время от времени паспортно-визовые службы «радуют» турфирмы и туристов существенными задержками в выдаче паспортов – просрочка может доходить  до нескольких месяцев, а туристы винят во всем турфирмы. Причем подобные иски разрешаются в судах совершенно по-разному – от полного удовлетворения требований потребителя до полного отказа.

Из общего числа претензий значительную часть составляют жалобы туристов, в той или иной мере обусловленные эмоциональным отношением к качеству отдыха или произошедшим событиям. Такое недовольство не имеет правового обоснования, оно опирается лишь на субъективное восприятие – холодное море, неудобная кровать, тесный самолет и т.п.

До суда подобного рода претензии доходят крайне редко, и их практически никогда не удовлетворяют. Однако если данные обстоятельства не позволили туристу в полном объеме получить оплаченную им услугу или сочетались с нарушением договорных обязательств со стороны турфирмы, то вероятность взыскания сразу же становится достаточно высокой. Поэтому турагенту не следует отметать «эмоциональные» претензии туристов: при грамотном подходе потребитель может доказать, что его отдых не удался вследствие предоставления недостоверной информации со стороны турфирмы, и выиграть дело в суде. Значительная часть претензий возникает из-за недостоверной рекламы, слабой подготовки договорной документации и небрежности в ее оформлении. Часто турист недостаточно четко знает и понимает, что он приобретает на самом деле, а турфирма недостаточно ясно формулирует свои обязательства по предоставлению комплекса услуг, входящих в состав тура и оплачиваемых туристом.

Категории жалоб

По наблюдениям специалистов в области защиты прав потребителей жалобы в туризме можно разделить на четыре основные категории:

  • Неисполнение или ненадлежащее исполнение услуг, обещанных турфирмой.

Большинство жалоб относится к этой категории. Разница между тем, что предлагает турфирма, и тем, что турист получает на самом деле, может варьироваться от незначительной до полностью неприемлемой. Например, к мелким неприятностям можно отнести отсутствие обещанных цветов или завтрака в номер; к грубым ошибкам – отсутствие брони авиабилета на рейс или резервации места в гостинице, вследствие ошибки менеджера при бронировании и оформлении документов.

  • Несвоевременное информирование туриста об изменениях в программе тура.

Это вторая по распространенности категория жалоб. Изменения варьируются от незначительных до серьезных. Например, типичные незначительные изменения – изменение аэропорта и времени вылета; серьезные изменения – замена отеля или даже региона отдыха. Все недовольные туристы жалуются на то, что уведомления об изменениях были даны слишком поздно или не даны вообще.

  • Недостоверная или неточная информация о туре.

Потребитель не обладает специальными знаниями в области туризма. Чтобы сделать правильный выбор из огромного списка предлагаемых вариантов, потенциальный турист должен иметь всю необходимую и достоверную информацию о приобретаемой услуге. Как правило, турист не получает достоверную информацию о всех деталях тура и даже не подозревает, что выбранный им отель, согласно каталогу расположенный на берегу моря, на самом деле находится от него в полукилометре. Часто турфирма умалчивает, что пункт вылета, время отправления рейса  или цена тура еще не установлены окончательно и могут быть изменены.

  • Ограничение собственной ответственности турфирмы за изменения условий тура.

Туристский договор – это соглашение сторон (турфирмы и туриста), содержащее конкретно-определенные условия тура, а также другие существенные условия, к которым относятся права, обязанности и ответственность сторон.

Туристский договор должен содержать четкие положения относительно ответственности турфирмы перед клиентом, так как в большинстве случаев изменения в запланированном туре происходят не по вине турфирмы. Тур состоит из услуг нескольких производителей, некоторые из них находятся в другой стране или регионе и никак не связаны друг с другом. Успех путешествия также зависит от многих других факторов (погода, политическая и экономическая ситуация в стране, межнациональные и межличностные отношения). Обычно турфирма имеет свой типовой договор, к которому турист может присоединиться или отказаться от его заключения. Следует заметить, что турфирма в пункте договора «Права, обязанности и ответственность сторон» старается оставить за собой как можно больше прав, а за туристом – как можно больше обязанностей. Часто именно этот пункт договора, нечетко сформулированный, слишком пространный и исключающий всякую ответственность турфирмы, является источником жалоб туристов.

Права туриста

Потребитель в туризме имеет те же права, что и потребитель в других сферах деятельности. Согласно Закону РФ «О защите прав потребителей» турист имеет право:

- на просвещение в области защиты своих прав;

- безопасность товара (услуги);

- информацию об изготовителе товара (услуги);

- и др.

Многие турфирмы обеспечивают своих клиентов брошюрами, Памятками, например «Советы в дорогу», в которых приводят информацию о стране, традициях, вылетах, прокате машин, чаевых, медицинской страховке, а также необходимые телефоны, разъяснения, как избежать неприятностей и куда обращаться в случае возникновения проблемы, что является важным элементом общего комплекса договорной документации и дает туристу дополнительную возможность ознакомиться с условиями договора, своими правами и обязанностями, обдумать их, задать необходимые вопросы.

Возникшее в поездке недоразумение можно попытаться разрешить на месте.

Для этого туристу следует обратиться к представителю турфирмы, которая обладает полномочиями организовать питание и размещение туриста во время задержки рейса, выдать деньги тому, кто их потерял, помочь при размещении в гостинице и т.д. Если сразу проблему разрешить не удастся, туристу необходимо зафиксировать факт нарушения своих прав, оформив претензию соответствующим образом.

Оформление туристической претензии

Претензия должна быть зарегистрирована в журнале входящей документации организации, куда обратился турист.

В случае отсутствия журнала туристу следует получить расписку от лица, принявшего претензию. Согласно закону претензия к качеству туристского продукта предъявляется туристом туроператору напрямую или через турагента в течение 20 дней с момента окончания договора (с момента окончания тура) и подлежит удовлетворению в течение 10 дней после получения претензии.

Практика показывает, что многие турфирмы отслеживают и анализируют жалобы с тем, чтобы в дальнейшем использовать их для определения проблемных сфер своего бизнеса.

Подавляющее большинство жалоб клиентов разрешается на стадии предъявления претензии самой турфирме, которая может (при наличии правовых оснований для жалобы) предложить клиенту материальную компенсацию, а также письменное извинение, если турист хочет его получить.

В случае если турист не получил ответ или получил ответ, его не устраивающий, он может использовать другие меры воздействия на турфирму, в частности подать жалобу в вышестоящие организации, контролирующие турбизнес государственные  органы, обратиться за защитой своих нарушенных прав в суд.

В периодической печати, в том числе в профессиональных изданиях, неоднократно поднимался вопрос о необходимости заключения правильного и действенного договора между турфирмой и клиентом. Но российский турист не привык внимательно изучать договор с турфирмой до того, как его подписать. Анализ жалоб показывает, что во многих случаях претензии вызваны именно этим обстоятельством.

Своевременно не поинтересовавшись своими правами и обязанностями, турист попадает в ситуацию, когда факт неисполнения турфирмой обязательств или обещаний нельзя подтвердить и, следовательно, обосновать свои претензии к турфирме.  В любом случае, турист, считающий, что турфирма обошлась с ним несправедливо, может обжаловать нарушение своих прав и интересов, восстановить справедливость и добиться наказания нарушителя.

Туристический рынок становится  все более жестким, конкуренция обостряется, вследствие этого возрастает потребность в технологическом обеспечении, грамотном управлении персоналом, подготовке продающих менеджеров, правовой защищенности… иными словами, происходит естественный отбор, когда выживает самый сильный и умный.  Для того, чтобы выжить в условиях кризиса, турагенту необходимо  уметь не только продавать туры  потребителю,  но и грамотно решать возникающие проблемы.

К сожалению, невозможно в рамках одной статьи  со всех сторон осветить проблему претензионной практики в туризме и проанализировать ее с точки зрения как потребителя — так и профессионального участника туристического рынка. В следующем номере особое внимание мы уделим  грамотной работе турфирмы с претензиями туристов.

А   пока 20.11.2009   юридическая консультация  «ТурПраво» приглашает  профессионалов турбизнеса на семинар «ТУРФИРМА под ЗАЩИТОЙ. Работа с претензиями туристов. Правовые основы деятельности турфирм».

 Мы  только создаем для Вас возможность сделать  Ваш  бизнес БЕЗОПАСНЫМ. Решение принимаете Вы сами! 

Юридическая консультация для туристов «ТурПраво»

Поделитесь с друзьями
Похожие статьи
Курортный устав
Правила безопасного отдыха Сезон отпусков в самом разгаре... И все чаще в новостях по ТВ,…
Турфирма не причем…
История эта случилась почти два года назад, а судебное разбирательство длится до сих пор… Редакция…
10 причин для туристов полюбить кризис
ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС И ТУРИЗМ: Было бы нечестно с нашей стороны писать только о том, как…
X

Закажите звонок

Наш специалист свяжется с Вами и даст подробную информацию по интересующим Вас вопросам.



09
:
00
+7(999) 999 999
9
18
Наш менеджер перезвонит вам!