info@sibadvokat.ru 8 800-600-44-35

Законопроект об особенностях образования детей с ОВЗ прошел первое чтение

20 февраля 2024 года нижняя палата парламента приняла в первом чтении законопроект № 507335-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (в части совершенствования условий для получения качественного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами (детьми-инвалидами), а также оказания им психолого-педагогической помощи).

Указанный проект закона был внесен на рассмотрение в Госдуму Правительством РФ в декабре 2023 года.

gd-prinyala-v-1-m-chtenii-popravki-ob-obrazovanii-detej-s-ovz

Содержание:

 

  1. Основные положения законопроекта
  2. Актуальность предложенных изменений

 

 

 

 

Основные положения законопроекта

 

 

 

Указанный проект предполагает внесение ряда изменений, которые в целом сводятся к регламентации специфики обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), инвалидов и детей-инвалидов.

 

 

В числе предложенных новелл можно выделить следующие:

 

1. Педагогическим работникам вменяется обязанность по соблюдению специальных условий, которые требуются для получения образования не только лицами с ОВЗ, но и инвалидами, включая детей-инвалидов.

 

Законопроект уточняет, что для создания таких специальных условий потребуются:

 

  1. адаптированные образовательные программы, формы, методы и средства обучения и воспитания, учитывающие особенности психофизического развития таких учащихся и состояние их здоровья;
  2. взаимодействие с медицинскими организациями;
  3. взаимодействие с центрами психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

 

 

2. Законопроект устанавливает, что определяться особые условия обучения и воспитания будут:

 

  • в отношении лиц с ОВЗ – в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;
  • в отношении инвалидов и детей-инвалидов – в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программой реабилитации и абилитации.

 

 

3. Проектом уточнен перечень специальных условий, необходимых для получения образования лицами с ОВЗ, инвалидами и детьми-инвалидами, среди которых:

 

  • адаптированные образовательные программы, методы и средства обучения и воспитания, выработанные с учетом особенностей психофизического развития указанных лиц и состояния их здоровья;
  • индивидуальные и групповые коррекционные занятия;
  • обеспечение специальной учебной литературой и техническими средствами обучения;
  • предоставление услуг ассистента, тьютора, сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.

 

Законопроект предполагает, что такие специальные условия будут реализовываться на безвозмездной основе и не повлекут расходов для обучающихся.

 

4. Проект уточняет основания для обучения ребенка в медицинской организации – заявление родителей ребенка (либо иных законных представителей) и медицинская справка о факте госпитализации ребенка.

 

5. Законопроектом оговорены обязанности и функции центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, а также предусмотрено создание на их базе психолого-медико-педагогических комиссий.

 

6. Поправки коснутся также используемой в законе терминологии – термин «умственная отсталость» предложено заменить на «нарушение интеллекта».

 

Планируется, что положения законопроекта вступят в силу с 1 сентября 2024 года.

 

 

 

 

Актуальность предложенных изменений

 

 

 

В пояснительной записке указано, что проект закона разработан во исполнение утвержденного Правительством РФ плана основных мероприятий на период до 2027 года, проводимых в рамках Десятилетия детства.

 

Целями законопроекта являются, в частности:

 

  • признание инвалидов и детей-инвалидов нуждающимися в создании специальных условий для получения образования;
  • своевременное выявление детей, имеющих особенности физического и (или) психического развития и (или) отклонения в поведении;
  • создание условий для получения качественного доступного образования лицами с ОВЗ, инвалидами и детьми-инвалидами;
  • расширение перечня специальных условий организации образования для вышеуказанных категорий обучающихся.

 

«Законопроект направлен на совершенствование условий для получения качественного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами (детьми-инвалидами), а также оказания им психолого-педагогической помощи», – пояснил автор инициативы.

 

Текст законопроекта № 507335-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (в части совершенствования условий для получения качественного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами (детьми-инвалидами), а также оказания им психолого-педагогической помощи) размещен на информационном ресурсе Госдумы СОЗД ГАС «Законотворчество».

 

 

 

Екатерина Краснова
Екатерина Краснова

Автор журнала «Правовая Гарантия»

Поделитесь с друзьями