20 февраля 2024 года нижняя палата парламента приняла в первом чтении законопроект № 507335-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (в части совершенствования условий для получения качественного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами (детьми-инвалидами), а также оказания им психолого-педагогической помощи).
Указанный проект закона был внесен на рассмотрение в Госдуму Правительством РФ в декабре 2023 года.
Содержание:
Основные положения законопроекта
Указанный проект предполагает внесение ряда изменений, которые в целом сводятся к регламентации специфики обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), инвалидов и детей-инвалидов.
В числе предложенных новелл можно выделить следующие:
1. Педагогическим работникам вменяется обязанность по соблюдению специальных условий, которые требуются для получения образования не только лицами с ОВЗ, но и инвалидами, включая детей-инвалидов.
Законопроект уточняет, что для создания таких специальных условий потребуются:
- адаптированные образовательные программы, формы, методы и средства обучения и воспитания, учитывающие особенности психофизического развития таких учащихся и состояние их здоровья;
- взаимодействие с медицинскими организациями;
- взаимодействие с центрами психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
2. Законопроект устанавливает, что определяться особые условия обучения и воспитания будут:
- в отношении лиц с ОВЗ – в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;
- в отношении инвалидов и детей-инвалидов – в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программой реабилитации и абилитации.
3. Проектом уточнен перечень специальных условий, необходимых для получения образования лицами с ОВЗ, инвалидами и детьми-инвалидами, среди которых:
- адаптированные образовательные программы, методы и средства обучения и воспитания, выработанные с учетом особенностей психофизического развития указанных лиц и состояния их здоровья;
- индивидуальные и групповые коррекционные занятия;
- обеспечение специальной учебной литературой и техническими средствами обучения;
- предоставление услуг ассистента, тьютора, сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
Законопроект предполагает, что такие специальные условия будут реализовываться на безвозмездной основе и не повлекут расходов для обучающихся.
4. Проект уточняет основания для обучения ребенка в медицинской организации – заявление родителей ребенка (либо иных законных представителей) и медицинская справка о факте госпитализации ребенка.
5. Законопроектом оговорены обязанности и функции центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, а также предусмотрено создание на их базе психолого-медико-педагогических комиссий.
6. Поправки коснутся также используемой в законе терминологии – термин «умственная отсталость» предложено заменить на «нарушение интеллекта».
Планируется, что положения законопроекта вступят в силу с 1 сентября 2024 года.
Актуальность предложенных изменений
В пояснительной записке указано, что проект закона разработан во исполнение утвержденного Правительством РФ плана основных мероприятий на период до 2027 года, проводимых в рамках Десятилетия детства.
Целями законопроекта являются, в частности:
- признание инвалидов и детей-инвалидов нуждающимися в создании специальных условий для получения образования;
- своевременное выявление детей, имеющих особенности физического и (или) психического развития и (или) отклонения в поведении;
- создание условий для получения качественного доступного образования лицами с ОВЗ, инвалидами и детьми-инвалидами;
- расширение перечня специальных условий организации образования для вышеуказанных категорий обучающихся.
«Законопроект направлен на совершенствование условий для получения качественного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами (детьми-инвалидами), а также оказания им психолого-педагогической помощи», – пояснил автор инициативы.