info@sibadvokat.ru 8 800-600-44-35

Правительство подготовило реформу корпоративного законодательства

25 декабря 2023 года в Госдуму поступил разработанный Правительством РФ проект закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах», Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (№ 519694-8).

initsiirovana-reforma-korporativnogo-zakonodatelstva

Содержание:

 

  1. Причины разработки законопроекта
  2. Основные положения законопроекта

 

 

 

 

Причины разработки законопроекта

 

 

 

Проект закона предполагает внести целый комплекс изменений в российское корпоративное законодательство, необходимость которых вызвана существенными недостатками действующего правового регулирования правоотношений в данной сфере.

Главной целью законопроекта стало совершенствование регулирования порядка приобретения крупных пакетов акций публичных обществ.

 

Правительство РФ отметило, что основными задачами предложенных поправок являются:

  • уточнение правил направления публичной оферты о приобретении акций;
  • изменение оснований возникновения обязанности по направлению обязательного предложения о приобретении ценных бумаг;
  • уточнение правил проведения принудительного выкупа акций;
  • устранение несоответствия между отраслевыми законами Российской Федерации.

 

«Положения законопроекта устраняют сложившиеся законодательные пробелы и противоречия в регулировании процедуры поглощения, что в итоге будет способствовать повышению доверия со стороны инвесторов к российскому финансовому рынку», - указано в пояснительной записке.

 

 

 

Основные положения законопроекта

 

 

 

Правительство РФ указало на многочисленные проблемы и предложило пути их решения.

 

1. Действующая редакция ФЗ «Об акционерных обществах», регулируя вопросы поглощения, учитывает акции публичного общества, принадлежащие тому лицу, которое осуществляет поглощение, а также его аффилированным лицам. При этом все они расцениваются как одно единое лицо, осуществляющее такое поглощение, и соответственно, как один общий субъект данных правоотношений, которому свойственно единство воли в плане экономических интересов. Однако, несмотря на свою аффилированность, подобные лица остаются самостоятельными хозяйствующими субъектами и зачастую имеют собственные экономические интересы.

По мнению автора законопроекта, правила поглощения должны учитывать, что лицо может получить не только прямой, но и косвенный контроль над поглощаемой компанией. Подобный контроль может осуществляться им как самостоятельно, так и совместно с иными лицами.

С этой целью законопроект предлагает ввести понятие отношений связанности между лицами и признает связанными лицами только тех лиц, которые действуют в экономических отношениях совместно и могут определять волю друг друга.

 

Так, например, к числу лиц, связанных с определенным лицом, следует относить:

  • его супруга (супругу), родителей, детей, братьев и сестер (полнородных и неполнородных), усыновителей и усыновленных, а также их подконтрольные лица;
  • подконтрольных ему и контролирующих его лиц, а также лиц, находящихся под контролем контролирующих его лиц;
  • лиц, которые заключили с ним любые договоры или соглашения, направленные на приобретение контроля над соответствующим публичным обществом (договоры доверительного управления имуществом, простого товарищества, поручения, акционерное соглашение и прочие).

 

2. По мнению Правительства РФ, правила, связанные с возникновением обязанности направлять обязательное предложение о приобретении акций в соответствии с требованиями ФЗ «Об акционерных обществах», тоже требуют уточнения.

В соответствии с действующими нормами, лицо, которое не владеет крупным пакетом голосующих акций ПАО, но имеет возможность распоряжаться голосами косвенно или совместно с другими лицами, на самом деле обладает высоким уровнем корпоративного контроля и не несет обязанности по направлению обязательного предложения.

 

Законопроект возлагает на подобное лицо обязанность в обязательном порядке направлять предложение, если:

  • им превышен порог владения голосующими акциями (самостоятельно или совместно) – 30, 50 или 75 % голосующих акций;
  • либо оно приобрело статус контролирующего акционера.

 

3. Необходимо уточнить положение о видах ценных бумаг ПАО, которые могут быть предметом приобретения при проведении поглощения.

 

Предложено установить, что действующие правила приобретения крупных пакетов акций ПАО должны распространяться также на владельцев:

  • неголосующих привилегированных акций ПАО;
  • эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции ПАО.

4. Проект закона разрешает проблему несогласованности акционерного, антимонопольного и банковского законодательства РФ в той части, в какой они регулируют совершение сделок с ценными бумагами.

В частности, законопроектом предусмотрено, что если для заключения договора о приобретении ценных бумаг требуется предварительное согласие компетентного органа, то добровольное или обязательное предложение о приобретении должно содержать сведения о решениях таких органов.

 

5. Еще одной проблемой является отсутствие действенных механизмов принуждения к исполнению требований законодательства при осуществлении процедуры поглощения.

Законопроект вводит новый механизм защиты прав владельцев ценных бумаг в случае неисполнения лицом, получившим высокий уровень корпоративного контроля, обязанности по направлению обязательного предложения. В таком случае у владельца ценных бумаг появляется право требовать приобретения лицом, получившим контроль, всех или части принадлежащих ему ценных бумаг по цене, равной наибольшей из величин, определяемых в соответствии с ФЗ «Об акционерных обществах».

6. Кроме того, законопроект предполагает наделение регистратора или депозитария полномочиями на представление интересов владельцев приобретаемых ценных бумаг перед гарантом и залогодателем, иными лицами, а также в органах власти и местного самоуправления.


7.
Поправки обеспечивают также выкуп принадлежащих владельцам ценных бумаг по справедливой рыночной цене.


8.
Предложено исключить невостребованную практику уведомления акционеров о наличии у них права требовать выкупа принадлежащих им ценных бумаг (ст. 847 ФЗ «Об акционерных обществах»).

Одновременно предполагается предоставить миноритарным акционерам право самостоятельно заявлять требования о приобретении принадлежащих им ценных бумаг.

 

Это только часть разработанных Правительством РФ изменений. Как указывалось ранее, законопроект достаточно объемный, а предлагаемые им поправки носят принципиально новый характер.

 

Планируется, что закон вступит в силу с 1 октября 2024 года.

 

 

 

Текст законопроекта № 519694-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах», Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» размещен на информационном ресурсе Госдумы СОЗД ГАС «Законотворчество».

 

 

 

Екатерина Краснова
Екатерина Краснова

Автор журнала «Правовая Гарантия»

Поделитесь с друзьями