Актуальные поправки в закон «О защите прав потребителей» внесли на рассмотрение в Госдуму депутаты от фракции «Новые люди» 28 сентября 2023 года (законопроект № 447789-8).
Содержание:
Основные положения законопроекта
Проект закона разработан с целью законодательно закрепить право людей, обучающихся на интернет-курсах, на возврат оплаченных за учебу денежных средств в полном размере, если услуги оказаны некачественно.
Соответствующие изменения предложено внести в статью 29 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Распространить действие данной нормы предполагается не только на образовательные услуги, но и на информационно-консультационные услуги, направленные на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Авторы законопроекта планируют возложить определение критериев некачественного оказания таких услуг на Правительство РФ.
Также в законопроекте уточнено, что поправки не будут действовать на образовательные услуги, оказываемые в рамках ФЗ «Об образовании».
Чем обусловлены предложенные поправки?
Авторы инициативы подняли действительно проблемную тему. Сегодня в сети Интернет существуют тысячи онлайн-курсов, в том числе бизнес-тренингов, уроков личностного роста и прочих. В пояснительной записке указано, что по разным оценкам экспертов, российский рынок онлайн-курсов может достигать 100 миллиардов рублей.
Среди массы интернет-курсов и онлайн-школ встречаются не просто недобросовестные, но и явные мошенники, деятельность которых подрывает доверие людей к онлайн-обучению в целом.
Если сосредоточиться на деталях, то можно распознать курсы, на которых ничему не научат, ведь работают они приблизительно по одному алгоритму:
- Примерно за три месяца они предлагают сделать новичка трейдером, копирайтером, психологом, астрологом или даже программистом, ну и много кем еще. Иногда курс в целях большей презентабельности позиционируется как годовой, но особо способные ученики могут пройти его, например, за два месяца.
- В качестве рекламы проводятся два или три бесплатных занятия (якобы в прямом эфире, но скорее всего это запись), где слушателей увлекают легкостью освоения предлагаемых знаний и навыков, а также уникальным учебным материалом, которые в комплексе позволят уже во время обучения найти высокооплачиваемую работу (если курс нацелен на освоение новой профессии).
- Далее озвучивается предложение купить онлайн-курс, который оплатить нужно непременно сразу и полностью. Курсы обычно не дешевые, цена некоторых из них достигает 60-90 тысяч рублей в месяц и зависит от выбранного тарифа.
- Создатели курса выглядят максимально приветливыми и клиентоориентированными. Предложат даже рассрочку, лишь бы человек смог получить знания, в которых он нуждается. Только позднее выясняется, что «рассрочка» – это и не она вовсе, а потребительский кредит от некоего банка-партнера. В итоге, курс оплачен сразу, а ученик теперь должен банку.
- Начинается «обучение», которое сводится к тому, что несчастный ученик получает либо поверхностные лекции, либо просто набор кустарных методичек, презентации и, если повезет, то видеозаписи уроков. Чем дороже выбранный тарифный план, тем якобы больше у него качественных преимуществ, в том числе при освоении материала гарантировано содействие кураторов, тьюторов и прочих помощников. Возможно, пару раз ученику позвонит очень занятой куратор, но не более.
На этом работа недобросовестной онлайн-школы заканчивается.
И вот ученик остается один на один с осознанием того, что его, возможно, обманули. Более того, большинство из этих онлайн-школ не имеют права выдать никакой юридически значимой «бумажки» об их окончании, о чем они не стесняются писать в тексте договора на оказание услуг (если таковой удалось оформить, что бывает не всегда). Но многие не привыкли внимательно читать то, что подписывают.
Потребитель поспешно достает договор и видит, что вернуть деньги можно, но только за те услуги, которые фактически не были оказаны. Ну и за вычетом понесенных онлайн-школой расходов. Но даже и оставшиеся крохи может не получиться вернуть.
Следует обратить внимание на раздел «Предмет договора». А там черным по белом будет написано, что договор считается выполненным после предоставления ученику доступа к базе знаний, где хранятся учебные материалы, а также после первого звонка куратора. В итоге, договор окажется полностью исполненным со стороны онлайн-школы. Как взыскать деньги, когда потребитель добровольно согласился на подобные условия?
Именно поэтому, если характеристики онлайн-курсов будут соответствовать критериям некачественности, определенным Правительством РФ, то недовольный потребитель сможет вернуть оплаченные суммы в полном объеме, независимо от условий договора.
Остается только вопрос: насколько выполнимы будут судебные решения по таким делам – будут ли у ответчиков необходимые средства на счетах для погашения требований потребителей?
Авторы проекта уверены, что его принятие будет «стимулировать создателей онлайн-курсов повышать качество своих продуктов, а добросовестных преподавателей и образовательные платформы избавит от нечестной конкуренции».
Когда закон вступит в силу?
Предполагается вступление данного закона в силу со дня его опубликования.