9 ноября 2023 года в Госдуму поступил законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (№ 481272-8).
Напомним, что основные положения вышеуказанного закона о такси № 580-ФЗ от 29 декабря 2022 года действуют всего третий месяц, а некоторые его нормы до сих пор не вступили в законную силу. Однако, в Госдуму уже неоднократно поступают предложения о совершенствовании принятого закона.
Авторами последнего законопроекта выступили сенатор Совета Федерации А.В. Кутепов и депутат Госдумы от фракции ВПП «Единая Россия» В.В. Гутенев.
Содержание:
Основные положения законопроекта
Авторы законопроекта предлагают выдвинуть дополнительное требование к автомобилям легкового такси – определенная часть автопарка должна быть наполнена автомобилями российских автобрендов либо автомобилями, укомплектованными деталями отечественного производства.
В этих целях вводится понятие «уровень локализации транспортных средств». Для определения уровня локализации автомобиля в расчет предполагается брать факт осуществления тех или иных технологических процессов (условий) по созданию автомобиля именно на территории Российской Федерации. За каждый такой процесс (условие) будут условно присваиваться баллы, общее количество которых и будет давать представление об уровне локализации каждого конкретного автомобиля.
Предлагается ввести двухуровневый порядок определения степени локализации легковых автомобилей такси:
- Федеральный уровень – Правительство РФ своим постановлением устанавливает минимальный порог локализации автомобилей-легковых такси. Правительство РФ вправе определить, на какие категории транспортных средств данные требования распространяться не будут.
- Региональный уровень – субъекты РФ смогут устанавливать собственные требования к степени локализации таксопарка, но не ниже зафиксированных на федеральном уровне. Соответствующий нормативный правовой акт должен основываться на региональных особенностях местного таксопарка и быть принят в течение 6 месяцев после установления Правительством РФ федеральных условий касательно уровня локализации такси.
Причины разработки законопроекта
Авторы инициативы считают, что предложенные ими поправки смогут поразить одновременно минимум три цели:
- выгодно обновить автопарк легковых такси;
- поддержать отечественную автомобильную промышленность;
- обеспечить импортонезависимость российской сети такси.
По выкладкам разработчиков законопроекта, такой ключевой сектор российской экономики как автопром в настоящее время испытывает сложности со сбытом производимой продукции: количество проданных отечественных автомобилей неумолимо снижается, начиная с 2021 года.
Данная тенденция грозит:
- ростом прямого импорта – в первую очередь, из Китая;
- открытием в России сборочных производств с низким уровнем локализации выпускаемых авто (опять же речь идет о китайских машинокомплектах);
- потерями российского автопрома, выражающимися в низких продажах, падении выручки, сокращении производства и, как следствие – безработице;
- деградацией в области производства автомобилей и автокомпонентов, утратой инженерных и технологических компетенций.
Авторы инициативы уверены, что введением «обязательных требований по локализации к автомобилям, используемым в качестве легковых такси, будет сформирован значительный (порядка 100 тыс. автомобилей ежегодно) рынок сбыта для отечественных автопроизводителей со стабильным спросом. Тем самым будут простимулированы продажи и производство российских легковых автомобилей».
В пояснительной записке содержится указание на положительные стороны нововведений не только для российской автомобильной отрасли, но и для перевозчиков такси и таксопарков. Последних должны привлечь сравнительно невысокие, по мнению законотворцев, цены на отечественные легковые автомобили, приемлемая стоимость их обслуживания, наличие множества сервисных центров и доступность автозапчастей.
Следует отметить, что Правительство РФ хоть и высказало отдельные замечания по тексту поправок, но в целом данный законопроект поддержало.