6 февраля 2024 года депутаты Госдумы от фракции «Справедливая Россия – За правду» во главе с лидером партии Мироновым С.М. представили на рассмотрение нижней палаты парламента проект № 545228-8 Федерального закона «О внесении изменения в статью 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (в части увеличения размеров стандартных налоговых вычетов на детей).
Содержание:
Основные положения законопроекта
Авторы инициативы предлагают увеличить размер стандартных налоговых вычетов на детей, зафиксированный в пп. 4 п. 1 статьи 218 Налогового кодекса РФ.
Согласно законопроекту, размер налоговых вычетов для родителей (усыновителей) должен составлять:
- 2 400 рублей вместо 1 400 рублей – как на первого, так и на второго ребенка;
- 6 000 рублей вместо 3 000 рублей – на третьего ребенка и последующих детей.
Аналогичные размеры налоговых вычетов предусмотрены законопроектом и для опекуна, попечителя, приемного родителя. Дополнительно для этих категорий лиц предлагается вдвое (с 6 000 рублей до 12 000 рублей) увеличить размер налогового вычета на ребенка-инвалида до 18 лет, а также инвалида I или II группы в возрасте до 24 лет, очно получающего образование.
Помимо изменения размера самих вычетов, разработчики законопроекта предложили повысить и планку годового дохода родителя (усыновителя, опекуна, попечителя, приемного родителя), до достижения которой действует право на оформление стандартного вычета на детей – с 350 000 рублей до 600 000 рублей.
Таким образом, указанный налоговый вычет будет действовать до того месяца, в котором доход родителя, исчисляемый нарастающим итогом с начала календарного года, перевалит в общей сложности за 600 000 рублей.
В остальном положения статьи 218 Налогового кодекса РФ законопроект оставляет неизменными.
Авторы проекта запланировали, что закон должен вступить в силу не ранее чем до истечения 1 месяца со дня его опубликования, но и не ранее первого числа очередного налогового периода по НДФЛ.
Причины разработки законопроекта
Авторы инициативы обосновали свою позицию тем, что существующие размеры стандартных вычетов на детей и величина предельной суммы доходов родителей установлены еще 8 лет назад и с тех пор не изменялись. В то же время средняя заработная плата граждан существенно возросла, что делает действующий в целях получения вычета предельный размер доходов (350 000 рублей в год) неактуальным. Особенно если учесть, что повышение зарплат связано ни с чем иным, как с постоянно растущим уровнем инфляции, которая «съедает» и делает незаметной прибавку к зарплате.
Законотворцы считают, что «необходимо восстановить социальную справедливость и привести размеры налоговых вычетов в соответствие с уровнем средней заработной платы наших сограждан».
По мнению разработчиков законопроекта, внесение предложенных ими изменений в Налоговый кодекс РФ не только окажет поддержку семьям, воспитывающим детей, но и сможет направить граждан по пути официального трудоустройства и получения «белых» зарплат, чем увеличить приток НДФЛ в бюджет.
«Крайне важно обеспечить возможность предоставления государственной поддержки в виде налоговых вычетов не только малоимущим, но всем тем гражданам, заработная плата которых не превышает среднюю по стране», – подчеркнуто в пояснительной записке.
Правительство РФ законопроект не поддержало, опасаясь появления выпадающих доходов из региональных и местных бюджетов.