21 августа 2023 г. в Государственную Думу ФС РФ поступил законопроект № 426525-8 «О внесении изменений в статью 36 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и статью 3 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда».
Содержание:
Основные положения законопроекта
Рассматриваемый законопроект предлагает внести поправки в ст. 36 закона № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», регламентирующую выплату стипендий студентам, аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам и слушателям.
В настоящее время законом не установлены требования к размеру стипендий, а порядок их назначения урегулирован Приказом Минобрнауки России от 27 декабря 2016 г. № 1663 (в редакции от 15 августа 2022 г.).
Авторы законопроекта выступили с инициативой зафиксировать минимальный размер стипендии, поставив его в зависимость от величины федерального МРОТ. Предполагается, что стипендия не может быть меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, который с 01 января 2023 г. составляет 16 242 рубля в месяц.
Соответственно, изменения вносятся и в ст. 3 Федерального закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» в части указания, что МРОТ применяется не только для регулирования оплаты труда, определения размеров некоторых пособий и иных целей обязательного социального страхования, но и для определения размеров государственных стипендий.
В пояснительной записке указано, что в 2023 году в России ежемесячный размер государственной академической стипендии для студентов вузов составляет менее 2 000 рублей, а для студентов среднего профессионального образования не дотягивает и до 700 рублей. В то время как цель назначения стипендий – это стимулирование обучающихся и поддержание освоения ими образовательных программ.
Разработчики законопроекта уверены, что образование играет важнейшую стратегическую роль в обеспечении конкурентоспособности страны и является неотъемлемой составляющей системы национальной безопасности, так как обеспечивает квалифицированными кадрами все сферы деятельности. Низкий размер стипендий, по их мнению, оказывает негативное влияние на уровень получаемых знаний. Это обусловлено тем, что не имея возможности прожить на средства стипендии, студенты вынуждены совмещать учебу с работой, и зачастую в ущерб образованию.
В пример приводятся достойный размер стипендий в СССР, не уступающий минимальной зарплате, а также лучшее в мире образование, которое получали советские студенты. Уровень же современного отечественного образования оценивается в пояснительной записке как невысокий.
В качестве одной из причин этой проблемы названо низкое финансирование образования. Принятие данного законопроекта потребует дополнительных бюджетных расходов, как указывают законотворцы.
На законопроект уже получено отрицательное заключение Правительства РФ.
Когда закон вступит в силу?
В случае, если данный проект закона будет принят, то его положения могут вступить в силу с 1 января 2024 г.