info@sibadvokat.ru 8 800-600-44-35

Творческая активность в России может встать на новые «законные рельсы»

31 октября 2023 года в Госдуму поступил проект Федерального закона «О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации» (№ 474016-8).

Его авторами выступила многочисленная группа, состоящая из депутатов Госдумы от различных фракций и сенаторов Совета Федерации. Неслучайно, что среди них оказалось много творческих людей, например, Дмитрий Певцов, Денис Майданов, Сергей Боярский. zakonoproekt-o-gospodderjke-tvorcheskoi-aktivnosti-v-rf

Содержание:

 

  1. Основные положения законопроекта
  2. Причины разработки законопроекта

 

 

 

Основные положения законопроекта

 

 

Авторы инициативы разработали самостоятельный закон, посвященный правовому регулированию организации и развития креативных (творческих) индустрий в России как базового сектора креативной экономики.  

 

1. В качестве целей указанного закона названы такие, как:

• создание условий для творческой и интеллектуальной самореализации граждан;
• развитие и внедрение в России элементов креативной экономики, в том числе инноваций во всех областях творческой деятельности;
• стимулирование развития креативных индустрий и предпринимательской деятельности в данной сфере;
• обеспечение для всех равного доступа к мерам государственной поддержки креативных индустрий;
• стимулирование создания креативных продуктов;
• совершенствование системы образования в области креативных индустрий.

 

 

2. Проект содержит понятийный аппарат, который в настоящее время отсутствует в действующем законодательстве в сфере креативной деятельности:

креативные индустрии – экономическая деятельность по созданию, продвижению на внутреннем и внешнем рынках, распространению и (или) реализации уникальных креативных продуктов, имеющих экономическую ценность;
креативный продукт – результат интеллектуальной деятельности, а также продукция, услуги, работы, основанные на результатах интеллектуальной деятельности;
субъекты креативных индустрий – физические лица, организации и ИП, занимающиеся креативной деятельностью на коммерческой основе, и отвечающие специальным критериям;
креативный кластер – территория, на которой компактно расположены объекты недвижимости, используемые для деятельности субъектов креативных индустрий.

 

 

3. Законопроект устанавливает, что вопросы креативных индустрий будут находиться в совместном ведении РФ и ее субъектов. В связи с этим проводится разграничение полномочий федеральных и региональных органов власти в сфере креативных индустрий.  

 

 

4. В проекте определены основные виды креативных индустрий:

• использование историко-культурного наследия (например, народные художественные промыслы и ремесла);
• создание и использование произведений литературы и искусства (например, музыкальных произведений, фотографий), результатов исполнительской деятельности, фонограмм;
• использование информационно-телекоммуникационных технологий (разработка программного обеспечения, компьютерных и видеоигр, деятельность СМИ и прочее);
• прикладное творчество (создание и производство одежды, аксессуаров и т.п.).

 

 

5. Проектом предложены требования, которые нужно соблюсти для того, чтобы быть признанным субъектом креативных индустрий:

• для граждан – обладать статусом самозанятого;
• для организаций и ИП – иметь соответствующие виды деятельности в ЕГРЮЛ, ЕГРИП;
• общее требование для всех – в течение финансового года производить затраты на создание творческой продукции либо иметь доход от ее реализации в размере, который будет установлен отдельно Правительством РФ.

Все желающие стать субъектами креативных индустрий будут включаться в специальный реестр.  

 

 

6. Положениями законопроекта предусмотрены меры господдержки субъектов креативных индустрий, в том числе:

• финансовая поддержка (налоговые и прочие льготы, субсидии, гранты и т.п.);
• имущественная поддержка (передача в пользование зданий, помещений, земельных участков, механизмов, инвентаря, транспорта и другого имущества, находящегося в государственной собственности);
• образовательная и консультационная поддержка (создание условий для подготовки кадров, учебно- и научно-методическая деятельность и т.п.);
• информационная поддержка (создание специальных информационных систем, сайтов информационной поддержки и т.д.).

 

 

7. Возможность получить меры господдержки будет не у каждого субъекта креативных индустрий, а только у соответствующих следующим критериям:

• гражданин должен быть оформлен в качестве самозанятого по российскому законодательству;
• творческая деятельность должна осуществляться на территории РФ;
• деятельность должна подходить под содержание установленного законом вида креативных индустрий;
• субъект должен быть включен в единый реестр субъектов креативных индустрий;
• не должно быть просроченных задолженностей по обязательным и прочим платежам в бюджет и внебюджетные фонды.

 

Авторы проекта предложили отложить вступление закона в силу на 90 дней после его опубликования.    

 

 

 

Причины разработки законопроекта

 

 

Разработчики проекта подчеркнули, что необходимость законодательного определения основных понятий в сфере креативных индустрий была отмечена Президентом РФ В.В. Путиным еще 15 августа 2023 года в рамках его Поручений по итогам посещения выставки «Развитие креативной экономики в России» № Пр-1593.

Такая потребность обусловлена существованием более чем 20 отраслевых федеральных законов, каждый из которых регламентирует творческую активность в какой-либо отдельной ее отрасли (например, киноиндустрии, архитектуре и т.п.). При этом базовый нормативный правовой акт, который унифицировал бы данное законодательство и установил общие положения правового регулирования для всех видов креативных индустрий, отсутствует.  

 

«Законопроект направлен на дальнейшее внедрение элементов креативной экономики и развитие сферы креативных индустрий в Российской Федерации в целях увеличения вклада креативной экономики в ВВП страны за счет продуктов с высокой добавленной стоимостью» – отмечено в пояснительной записке.

Текст законопроекта № 474016-8 «О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации» размещен на информационном ресурсе Госдумы СОЗД ГАС «Законотворчество».  

 

Екатерина Краснова
Екатерина Краснова

Автор журнала «Правовая Гарантия»

Поделитесь с друзьями