26 марта 2024 года Комитет Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи рекомендовал принять в третьем чтении закон, вносящий изменения в статью 6 Федерального закона «О связи» и Жилищный кодекс Российской Федерации, и касающийся обеспечения прав граждан на доступ к информации. Завершающая стадия принятия закона запланирована на 27 марта 2024 года.
Содержание:
Основные положения закона
Указанный закон вводит исключение из правила о том, что вопросы передачи общего имущества МКД в пользование третьим лицам решаются на общем собрании собственников.
Согласно поправкам, монтаж, эксплуатация и демонтаж сетей связи на объектах общего имущества в МКД, необходимых для оказания услуг связи абоненту-гражданину, являющемуся собственником или нанимателем по договору соцнайма жилого помещения в МКД, производятся без решения общего собрания собственников помещений.
Дополнительно установлено, что доступ операторам связи на объекты общего пользования для установки и обслуживания оборудования будет предоставляться бесплатно. Если до вступления изменений в силу оператор связи вносит по договору плату за доступ к общему имуществу в МКД с целью обеспечения работоспособности сетей связи, то такой договор может быть расторгнут в одностороннем порядке по требованию любой стороны.
Все вопросы, связанные с вышеуказанной деятельностью операторов связи, в том числе касающиеся реализации прав и обязанностей оператора связи и лица, управляющего МКД, осуществления взаимоотношений между ними, порядка монтажа, эксплуатации и демонтажа сетей связи будут регламентироваться Правительством РФ.
Новый закон устанавливает материальную ответственность оператора связи за ущерб, причиненный им общему имуществу в МКД. Такой ущерб должен быть возмещен оператором в полном объеме.
Поправки вступят в силу сразу после опубликования закона.
Актуальность принятия поправок
Авторы поправок отметили, что доступ граждан к качественным услугам связи является их неотъемлемой потребностью, поэтому размещение и эксплуатация сетей связи непосредственно в МКД имеет особое значение для удовлетворения данной потребности и реализации конституционного права на доступ к информации.
Как пояснили разработчики закона, в соответствии с действующими нормами жилищного законодательства для того, чтобы разместить оборудование связи в МКД необходимо организовать общее собрание собственников помещений и собрать не менее двух третей голосов от общего числа всех собственников в поддержку данной инициативы (статьи 44 и 46 Жилищного кодекса РФ). Авторы проекта считают указанное условие практически невыполнимым.
«В результате это приводит к массовым злоупотреблениям со стороны лиц, уполномоченных на управление жилым фондом, которые используют непрозрачные схемы согласования размещения оборудования, фактически монополизируя право доступа операторов связи в МКД», – уверены парламентарии.
Помимо этого, в пояснительной записке обращено внимание на колоссальных размеров расходы, которые несут операторы связи в виде платежей за аренду и размещение оборудования в МКД. Так, крупнейшие операторы тратят порядка 2 % своей годовой выручки на покрытие названных расходов, и это без учета платы за электроэнергию, а также затрат на производство и монтаж оборудования.
По мнению авторов закона, ситуация с отсутствием конкуренции при доступе операторов в МКД ущемляет права собственников и нанимателей жилья, так как они оказываются лишены возможности по своему усмотрению выбрать провайдера, который наиболее им подходит.
Принятые поправки нацелены на «защиту законных интересов и конституционных прав граждан путем создания недискриминационных (равных) условий доступа всех операторов связи к инфраструктуре МКД, создает важные условия развития современной телекоммуникационной среды», – подчеркнули разработчики.