Береженого бог бережет, или как обеспечить защиту своих прав

Береженого бог бережет, или как обеспечить защиту своих прав

Ежедневно граждане выступают в качестве потребителей, приобретая товары, работы, услуги для своих собственных частных нужд.

Российский потребитель в условиях формирования рыночной экономики существенным образом закалился в боях за свои права, которые, как он уже точно знает, защищены законом «О защите прав потребителей». Закон сообщает потребителю, что для того, чтобы его права соблюдались, потребитель должен знать о способах, которыми его права могут быть нарушены, и проявлять должную осмотрительность, вступая в отношения со стороной, предоставляющей товар, работу или услугу.
Мы знаем, что имеем право на получение безопасного, качественного продукта, можем потребовать информацию об изготовителе и продавце, знаем, что в большинстве случаев будем защищены как слабая сторона в случае допущения оферентом несправедливых договорных условий, допущении порока формы или содержания договора. Таким образом, подкрепленный законодательно, принцип добросовестности связывает продавца товара, оферента работы или услуги необходимостью действовать честно и справедливо, формируя предложение для потребителя.
Но тот же принцип добросовестности наделяет обязанностью определенной осмотрительности потребителя товаров, работ и услуг.
В частности, в повседневных отношениях купли-продажи между предпринимателями (юридическими лицами) и гражданами (физическими лицами), последние знают, что необходимо проверять законность осуществления деятельности продавцом, для этого достаточно изучить «уголок потребителя», внимательно осмотреть сам товар, с той степенью внимательности, которую следует ожидать от среднего, разумного участника оборота, получить кассовый чек. В период гарантийного срока пользоваться товаром, в случае выявления неполадок обратиться к продавцу.
Наиболее осмотрительные граждане прибегают к договорам страхования имущества, что повсеместно распространено при приобретении авто-, мото- и прочей моторной техники и приобретает все большее распространение на сделки по приобретению всех видов технических устройств, особо ценных товаров, а также предметов роскоши, произведений искусств, антиквариата.
Опасений, связанных с тем, что приобретаемая вещь могла быть заложена, у потребителей не возникало, так как единственная распространенная форма залога, существовавшая ранее – залог товаров в обороте (ст. 357 ГК РФ). Но так как товары в обороте, отчужденные залогодателем, перестают быть предметом залога с момента их перехода в собственность, хозяйственное ведение или оперативное управление приобретателя (п.2 ст. 357 ГК РФ), то и опасаться было нечего.
До появления в Гражданском кодексе нормы о «тотальном залоге», вступления в силу с 1 января 2015 года положения п. 2 ст. 339 ГК РФ - потребитель мог быть уверен, что если он совершает сделку с надежным продавцом (крупным ритейлером, розничной сетью, официальным представителем и т.д.), его права точно защищены законом.
Теперь потребитель может купить вещь, находящуюся в залоге, в отличие от залога товаров в обороте, при залоге всего имущества, залог продолжает следовать за вещью.
Разберем ситуацию на примере. Ничего не подозревающий потребитель купил у крупного сетевого ритейлера холодильник, так как покупка дорогая, он, воспользовавшись предложением присутствовавшего в магазине представителя страховой компании, свою покупку застраховал и начал осуществлять счастливое владение своей вещью. Через какое-то время выясняется, что наш ритейлер бытовой техники допустил дефолт по кредитным обязательствам перед банком, которые были обеспечены залогом всего имущества. Банк, изучив кассовые операции, накладывает взыскание на предмет залога и холодильник у нашего потребителя забирает. Потребитель обращается в страховую компанию с просьбой возместить стоимость утраченного имущества, на что страховая компания, ссылаясь на недобросовестность приобретателя, отказывает в компенсации. Ведь информация о залоге холодильника находилась и могла быть легко подтверждена на сайте нотариального реестра залогов, о чем покупатель, если и не знал, то должен был знать, ведь источник информации открыт для публики!
Такая ситуация будет вполне возможна, когда форма залога всего имущества приобретет более широкое распространение. На сегодняшний день, трактуя стандарт добросовестности потребителя или субъективный стандарт добросовестности, суды не требуют от приобретателя сверяться с соответствующим реестром. Однако, в судебных разбирательствах, связанных с истребованием у добросовестного приобретателя предмета залога, стороны все чаще ссылаются на реестр уведомлений о залоге движимого имущества. Таким образом, мы видим, что когда речь идет о крупной сделке, то стандарт осмотрительности повышается. Конечно, на сегодняшний день стандарт должной осмотрительности не предусматривает сверки с реестром залогов при покупке бытовой техники. Тем не менее, следует помнить, что подобные стандарты устанавливаются судебной практикой, а практика меняется с течением времени и уплотнением числа разбирательств.
Так что, потребитель, хочешь быть защищен – будь вооружен информацией, прежде всего, правовой!

Брисов Юрий Владимирович,

учредитель юридической компании Legal Support

X

Закажите звонок

Наш адвокат свяжется с Вами и даст подробную информацию по интересующим Вас вопросам.



09
:
00
+7(999) 999-99-99
9
18
Наш адвокат свяжется с Вами