НДС для IT-компаний

НДС для IT-компаний

В свете все более активного нормативного регулирования IT-индустрии со стороны государства

интересным представляется внесенный в Госдуму законопроект об НДС для IT-компаний.
Законопроектом предусматриваются правила налогообложения НДС электронных услуг. При этом, как утверждают авторы законопроекта, он направлен на поддержку российского IT-рынка. Сегодня выгоднее приобретать контент у зарубежных компаний, так как в стоимость в этом случае не включается НДС. Ограничивая налоговые преимущества для зарубежных IT-компаний, таким образом, обеспечиваются равные условия для национальных и иностранных компаний.
На данный момент согласно НК РФ операции по реализации исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных освобождены от НДС (подп. 26 п. 2 ст. 149). Изменения коснутся указанного положения в части использования программ для ЭВМ и базы данных.
Кроме того, законопроектом предлагается следующие изменения в НК РФ: определяются особенности постановки на учет в налогом органе зарубежных компаний, оказывающих электронные услуги; закрепляется возможность использования зарубежной компанией личного кабинета налогоплательщика с целью взаимодействия с налоговой службой (предоставления налоговой декларации, иных документов и т.д.); устанавливаются особенности налогообложения НДС электронных услуг и проведения камеральной налоговой проверки иностранных организаций.
Вместе с тем, с целью поддержки российского сегмента IT-рынка предлагаются следующие меры: 1) предусмотреть право принимать к вычету суммы НДС при оказании электронных услуг, местом реализации которых не признается Российская Федерация, 2) установить специальную налоговую преференцию по налогу на прибыль организаций: «расходы, непосредственно связанные с получением доходов от продажи контента могут признаваться для целей налогообложения прибыли в размере, превышающем сумму фактических затрат», - сказано в пояснительной записке к законопроекту.
Также законопроектом определяется юридические понятие «оказание услуг в электронной форме», под которым понимается оказание услуг через информационно-коммуникационную сеть «Интернет» или аналогичную электронную сеть автоматизировано с использованием информационных технологий. Далее в законопроекте приводится конкретный (подробный) перечень операций, среди которых: продажа цифрового контента, ПО в цифровом виде, хостинга, регистрации доменов, голосовых услуг через интернет, хранения и обработки информации, трансляции теле- и радиоканалов, услуг по удаленному системному администрированию и удаленной программной поддержке, систем поиска, рекламных и иных услуг для установления контактов между продавцом и покупателем и заключения между ними сделок
Такое подробное определение не случайно и связано с тем, что участники IT-рынка пытались иным образом определять правовую природу реализуемых ими операций и, тем самым, пользоваться преимуществом, закрепленном в НК РФ (в частности подп. 26 п. 2 ст. 149). Так, Верховный суд Российской Федерации признал необоснованными доводы «Мэйл.Ру Геймс» в споре с ФНС относительно правомерного применения налоговых льгот крупнейшей российской IT-компанией при продаже дополнительного функционала в бесплатных онлайн-играх. Вопрос стоял в правовой квалификации данных операций: «Мэйл.Ру Геймс» опиралась на подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ, которая освобождает от НДС реализацию прав на использование программ по лицензионным договорам. Однако налоговый орган, с позицией которого согласился ВС РФ, посчитал, что интернет-компания оказывает возмездные услуги по организации игрового процесса.
Тот факт, что данный законопроект будет принят и вступит в силу 1 января 2017 года, вполне вероятен. Проект закона с учетом доработок был поддержан также Правительством РФ. Кроме того, идея о введении НДС для IT-компаний основывается на зарубежном, прежде всего европейском, опыте. Так, в ЕС поставщик услуг должен был платить НДС в той стране, где он зарегистрирован, а с 1 января 2015 года – в той стране, где находится пользователь-покупатель услуги. А что касается правового регулирования IT-индустрии, то Российская Федерация активно применяет опыт ЕС: к примеру, положения вступившего в силу «закона о забвении» изначально появились в практике судебных инстанций ЕС.
Несмотря на то, что авторы законопроекта заявляют, что он ориентирован на иностранные компании, его положения распространяются, в том числе, и на российские компании. Также данный законопроект критикуется экспертами за то, что в нем не предусмотрена ответственность за нарушение его положений и не предусмотрена ставка НДС за оказание электронных услуг.

Анастасия Серова, юрист МЮГ AstapovLawyers

X

Закажите звонок

Наш адвокат свяжется с Вами и даст подробную информацию по интересующим Вас вопросам.



09
:
00
+7(999) 999-99-99
9
18
Наш адвокат свяжется с Вами